5 этапов подготовки к мониторингу конкурентов
Для того, чтобы расти и развиваться, компании автоматизируют бизнес-процессы. В том числе, это касается мониторинга конкурентов — ритейле нецелесообразно вручную собирать и обрабатывать данные по нескольким сотням и тысячам SKU. Это занимает много сил, времени и приводит к ошибкам, поэтому стоит автоматизировать сбор цен и других параметров в интернете.

Перед тем, как приступить к самому процессу мониторинга, нужно:
  • понять, как вы будете использовать полученные данные;
  • определить параметры для отслеживания — выбрать сайты конкурентов, SKU или категории товаров, периодичность сбора;
  • удостовериться в качестве данных, которые вы будете получать от подрядчика.

Шаг 1. Определяем цели и задачи мониторинга

В первую очередь, нужно определить, для чего будет проводиться мониторинг конкурентов. Чаще всего собранные данные используют для:

Ценообразование

Сбор цен конкурентов нужен для того, чтобы выстраивать свою ценовую политику. Вы можете быть поставщиком с самыми низкими ценами, а можете напротив — держать цены выше определенного уровня, претендуя на эксклюзивность и премиальность. Можно устанавливать дешевые цены на самые популярные товары, при этом зарабатывая на остальных позициях ассортимента.

С помощью сервиса Metacommerce вы можете построить динамические модели ваших цен, основанные на ценах нескольких конкурентов. Например, вы хотите, чтобы ваши цены всегда были на 5% ниже, чем у трёх основных игроков на рынке. Для этого ежедневно после сбора данных в системе происходит расчет по вашей формуле, и на полки транслируются итоговые цены.

Рекомендация: Собирайте не только цены, но и актуальное наличие товаров на складе. Это нужно для того, чтобы напрасно не снижать свои цены и не терять прибыль, если конкурент распродаёт остатки и витринные образцы.

Маркетинг

Потребители перед совершением покупки ищут выгодные предложения и скидки на интересующий их товар в интернете. Если вы продаете товары, которые также присутствуют в других интернет-магазинах, то особое внимание уделяйте промоакциям конкурентов. Иначе в какой-то момент у вас могут сильно просесть продажи.

Для целей маркетинга можно собирать различную информацию о товарах: сроки и условия промоакций, размер и процент скидки, цены со скидкой и без, рекламные баннеры. Эти данные помогут вовремя организовать собственные акции и поддержать покупательский спрос.

Ассортиментный менеджмент

Благодаря технологии сплошного сбора вы можете наложить собственный ассортимент на ассортимент конкурентов и увидеть, какие товары в вашем магазине отсутствуют и какие вы продаёте эксклюзивно. Можно собирать рейтинги и количество звезд, выявляя наиболее популярные товары у себя и у конкурентов. Все это помогает улучшить собственный ассортимент и стать еще более конкурентоспособным игроком.

От цели мониторинга зависит логика сборов — нужно ли заходить в карточку товара, каким образом следует находить нужные позиции на сайтах и какие параметры собирать.
Шаг 2. Выбираем конкурентов и регионы для мониторинга
Если вы определились с целью, то теперь нужно понять, где будем собирать данные. Ваши конкуренты — это не все, кто продают подобные товары в интернете. Обычно вам не нужно мониторить 100 сайтов, а достаточно 10−20, а иногда просто нужен Яндекс.Маркет.

Нам нужно найти тех конкурентов, которые сильно влияют на ваши продажи. Для этого проверяем, как еще потребитель может купить этот же товар в вашем регионе, какие для него существуют альтернативы. Обязательно обращаем внимание на сроки и стоимость доставки. В итоге вашими конкурентами могут быть:
  • самые крупные игроки рынка, у которых много пунктов выдачи в разных городах, и поэтому можно быстро получить свой заказ;
  • местные магазины, которые торгуют в вашем регионе и оперативно доставляют покупки;
  • продавцы на маркетплейсах (ЯндексМаркет, Вайлдберрис, OZON). Например, если вы сами размещаете товары на ЯндексМаркет, и ваша цель быть самым дешевым, то вам нужно отслеживать самые низкие цены.
По отдельным категориям и группам SKU вы можете отслеживать разных конкурентов и собирать данные на разных сайтах.
Шаг 3. Определяем товары или категории для мониторинга
Итак, мы определили, зачем будем проводить мониторинг и где будем собирать данные. Теперь нужно понять, по каким позициям из ассортимента отслеживать цены и другие параметры.

В некоторых случаях вам не нужно отслеживать весь ассортимент, достаточно только ключевых позиций (KVI). KVI — это те товары, которые приводят вам больше всего людей, на них вы запускаете рекламу и покупатели первыми добавляют их в корзину.

Допустим, вы продаёте чехлы для мобильных телефонов. В этом случае вам нужно отслеживать не SKU, то есть конкретные товары, а целые категории «чехлы для iPhone», «чехлы для Samsung» и т. д. Потребитель не всегда ищет какую-то конкретную модель чехла, и у него может быть больше альтернатив.
Шаг 4. Периодичность мониторинга
В зависимости от задачи сервис Metacommerce позволяет обновлять цены и другие параметры товаров хоть каждые два часа — это не всегда необходимо и целесообразно. Наиболее популярный вариант — получать свежие данные каждое утро в рабочие дни. Затем производить коррекцию своих цен.

Рекомендация: Вы можете наоборот — собирать цены конкурентов и обновлять свои вечером. Это имеет смысл, если ваши клиенты делают заказы в основном в вечернее время, после работы. Тогда вы будете знать, что в это время у вас установлены лучшие цены для потребителя.
Шаг 5. Качество данных
В интернете собирать информацию о товарах можно на сайтах конкурентов, на маркетплейсах, в мобильных приложениях и прайс-листах. Качество этой информации предполагает, что она будет:
  • Актуальной. Это значит, что цены и другие параметры, которые вы получили в отчетах, соответствуют тому, что происходит на рынке в конкретный момент.
  • Точной. Данные в отчетах должны соответствовать товарам, по которым они собраны.
Если вы принимаете решения на основе устаревших и некорректных данных, то результат будет отрицательным.

Качество информации о товарах напрямую зависит от того, как она была собрана. Существует два подхода: ручное и автоматизированное сопоставление.

При ручном сопоставлении сначала к каждой позиции из ассортимента заказчика вручную подбираются ссылки на такие же товары на сайтах конкурентов, затем создается реестр ссылок, и после парсер по этим ссылкам собирает цены.

Автоматизированное сопоставление предполагает противоположную последовательность действий. Сначала методом сплошного сбора собираются все нужные данные на сайтах конкурентов. Затем эта информация сопоставляется с товарами заказчика. В итоге вы можете получить своеобразное наложение собственного ассортимента на предложение рынка. Это помогает увидеть, как вы выглядите в сравнении с конкурентами.

Ручное сопоставление имеет ряд недостатков. Самый главный — это значительное влияние человеческого фактора на результат. Ссылки подбирают люди, обычно внештатные сотрудники. Человек ищет нужный товар на интернет-сайтах конкурентов. На каждом сайте он копирует найденную ссылку и вставляет её в специальный реестр.
Проделанную работу сложно проверить — для этого нужно переходить по всем подобранным ссылкам, что займет очень много времени.

Автоматизированное сопоставление гарантирует вам точность, здесь можно быть уверенным в том, что робот не отвлечется, не забудет и не наделает ошибок.

Рекомендация: Кроме способа сопоставления обратите внимание на присутствие механизмов контроля качества на стороне подрядчика, то есть как проверяются собранные данные.

Сервис Metacommerce для решения задач клиентов использует технологию сплошного сбора, автоматическое сопоставление и проверку качества. Мы понимаем, что для целей ценообразования, маркетинга и ассортиментного менеджмента нужны точные и актуальные данные о рынке. Это позволяет вам принимать верные управленческие решения, грамотно выстраивать ассортиментную, ценовую и маркетинговую политику.

Для того, чтобы выбрать подходящего и добросовестного поставщика услуг по мониторингу цен, воспользуйтесь чек-листом по выбору подрядчика.

Хочу получать новые статьи раз в месяц