Блог Metacommerce

Черная пятница в России

«Черная пятница» — отправная точка новогодних распродаж во всем мире. В России эта акция появилась всего 5 лет назад, а в США распродажи в  День благодарения (четвертый четверг ноября) начали устраивать еще в XIX веке. 

Термин «Черная пятница» появился в 1966 году в Филадельфии и означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения. Современная трактовка этого термина более позитивная и связана с идиомой «in the black» (т.е. «положительный баланс), подразумевая что многие продавцы «выйдут в плюс» в этот день.

Сегодня «Черная пятница» приобрела такой масштаб, что некоторые штаты даже сделали пятницу после Дня благодарения выходным. Впоследствии акции были продлены и на последующие дни, так появились «Цивилизованная суббота», «Киберпонедельник» и «Щедрый вторник».

В «Черную пятницу» покупатели могут приобрести подарки к предстоящим праздникам, товары, которые не могли себе позволить в течение года и просто порадовать себя чем-то новым по самой выгодной цене.

Для ритейлеров «Черная пятница» означает всплеск потребительской активности. Даже те, кто ничего не планировал покупать, подвергшись соблазну, потратят некоторую сумму. Это хорошая возможность за 1 день реализовать большое количество товаров и услуг. 

Множество крупных компаний начинает распродажи задолго до назначенного дня. В этом году Пятерочка объявила неделю «Черной пятницы», а в DNS еще с 29 октября запустил тематическую распродажу носимой электроники, смартфонов, планшетов и компьютеров.

Таким образом ритейлеры пытаются обратить внимание покупателей на свой бренд и подвести их к тому, чтобы 29 ноября они выбрали уже знакомый магазин с еще более низкой ценой.

В России информацию о скидках на «Черную пятницу» можно найти на сайтах b-friday.com и blackfridaysale.ru. На первой площадке распродажу проводят Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), на второй — Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) и компания «Блэк фрайдэй». В акции примут участие не менее 100 российских и зарубежных интернет-компаний, такие как Ozon, Wildberries, «М.Видео», «Эльдорадо», сеть отелей Azimut Hotels, онлайн-гипермаркет «О’кей» и другие компании.

Компания Google провела аналитическое исследование «Черной пятницы» в России в 2018 году

Это относительно новое, но стабильно развивающееся явление появилось в России в 2013 году. Многие ритейлеры не сразу поняли, что для привлечения как можно большего количества покупателей на сайт или в магазин должна вестись комплексная работа с соцсетями, рекламой и пиаром. Сегодня маркетинговую поддержку «Черной пятницы» проводит большинство ритейлеров России.

Как показывает статистика Google, за 5 лет знакомства с «Черной пятницей» интерес интернет-пользователей вырос более, чем в 2 раза. При этом продажи в этот день в 2018 году выросли на 527% по сравнению с обычным днём.

Инфографика: Черная пятница в России

В ноябре 2018 было сделано более 2х миллионов поисковых запросов, связанных с «Черной пятницей», что на 15% больше значений 2017 года.

  • 90% россиян слышали и знают о том, что такое «Черная пятница»;
  • 17,6% участвующих в акции посещали только торгово-развлекательные центры; 
  • 27,75% совершали покупки в интернет-магазинах; 
  • 56,65% искали скидки и там, и там;
  • в 2018 году среднестатистический житель России потратил во время «Черной пятницы» 8 540 рублей.
Инфографика: где покупатели ищут скидки
Инфографика: важные факторы при выборе ритейлера

Важно отметить отличия в поведении покупателей: в России подарки к Новому году покупаются стихийно за 1-2 недели, а то и в последний день перед праздником, а в Западной Европе и США покупать подарки начинают еще с ноября. Улицы и витрины стали приобретают праздничный вид все раньше и раньше. Сегодня мы можем видеть, что подобное поведение продавцов уже является нормой и в России.

В 2019 году Google совместно с Ipsos и Kantar TNS провели исследования поведения российских потребителей. Было выявлено, что в ходе принятия решения о покупке человек сперва внимательно изучает товар и сравнивает его стоимость в различных магазинах. 

Это значит, что продавцам стоит обратить внимание на следующие параметры:

  • информация о стоимости товара — 54%;
  • современный сайт и понятная навигация по нему — 52%;
  • гарантия безопасности онлайн-платежа — 49%;
  • возможность покупки продуктов из разных категорий на одном сайте — 47%;
  • несколько способов оплаты — 47%;
  • наличие услуги по доставке — 43%;
  • подробное описание товара с фотографиями — 43%;
  • высокое качество продукции — 41%;
  • независимые отзывы от пользователей — 39%.

Помимо этого, для современных клиентов важен формат взаимодействия с продавцом:

  • 39% предпочитают онлайн-магазины с несколькими каналами для связи;
  • 44% отметили значимость наличия различных программ лояльности для клиента;
  • 37% опрошенных важным параметром считают быструю доставку; 
  • 35% отметили необходимость наличия отслеживания товара;
  • 67% отнесли бесплатную доставку к важным условиям приобретения.

Не стоит прибегать к уловкам и обманывать своих клиентов. Самые популярные методы уже давно известны покупателям, а их использование негативно скажется на репутации компании. К таким уловкам относятся:

  • Ложное снижение цены, когда продавец искусственно завышает стоимость товара, чтобы объявить о большей скидке.
  • Завышенный процент скидки — скидку действительно делают, но при этом указанный процент не соответствует реальности, т.е. скидка 40%, а по факту от первоначальной цены вычтены только 20%.
  • Ограниченное время на покупку и ложный дефицит товара побуждает покупателя необдуманно приобретать товар.
  • Сброс неликвидных товаров — магазин вроде бы действительно сделал скидки до 90%, но при этом весь акционный товар это брак или сток, который никто не покупает. 
  • Манипуляции вниманием покупателя — психологическая уловка, которая работает на подсознание клиента, может применяться не только в период распродаж.
  • Манипуляции самим покупателем — подписка на рассылку, на бренд в соцсетях и регистрация на сайте, лайк, share и прочие условия, при которых покупатель сможет получить скидку на тот или иной товар. Победителей получается гораздо меньше, чем участников, а значит большую часть аудитории попросту использовали.

В 2019 году «Черная пятница» выпадает на 29 ноября. Стоит отметить, что для подготовки к этому событию, стоит заранее проанализировать предложения своих конкурентов и в день Х выставить наиболее привлекательные цены. При этом не стоит игнорировать пиар-акции и рекламу и прибегать к манипуляциям внимания покупателей

Успешных продаж!

Партнёрская программа Metacommerce

Мы запустили партнерскую программу для компаний и физических лиц, которая позволит подключать платформу Metacommerce новым клиентам и получать вознаграждение весь период использования нашего продукта.

Начните получать оперативную, полную и достоверную информацию о рынке

Ошибка заполнения формы. Пожалуйста, проверьте правильность заполнения формы и попробуйте еще раз.

* — обязательные поля для получения демо-доступа.

Спасибо, ваша заявка принята

В течение нескольких минут на вашу почту будет отправлена ссылка для входа в демо-кабинет. Мы свяжемся с вами в течение рабочего дня и поможем познакомиться с платформой.

Не удалось отправить заявку на демо-доступ

Пожалуйста, попробуйте связаться с нами другим способом.

+7 495 374-73-41

8 800 500-22-64