Анализ конкурентов для производителей
Возможности мониторинга и анализа конкурентов для бренда
Для успешной представленности на рынке бренду нужно не только контролировать каналы продаж, но и оценивать действующую конкурентную среду. Анализ конкурентов позволяет выбрать верную стратегию ценового позиционирования и эффективно управлять собственным ассортиментом.
Ассортиментный анализ для производителя товаров включает сравнение своих товаров с существующими предложениями на рынке. Сервис Metacommerce помогает проводить комплексный анализ конкурентов — замерять долю полки, занимаемую разными брендами, находить и отслеживать аналогичные товары конкурентов, изучать мнение покупателей и популярность товаров.

Ранее мы рассматривали возможности по мониторингу каналов продаж для производителей товаров. В данной статье мы подробнее разберем возможности для бренда по мониторингу и анализу конкурентов.

Доля полки, занимаемая разными брендами

Доля полки показывает представленность товаров в интернет-магазине или торговом зале. Показатель рассчитывают для конкретного SKU, для категории или группы товаров или в целом — для всего ассортимента бренда. Увеличение доли полки повышает вероятность покупки товара. Поэтому полочное пространство — предмет борьбы между торговыми марками.

Бренды стремятся к тому, чтобы в магазине было представлено достаточное количество моделей и видов их продукции, чтобы покупатель мог выбрать нужную из всех возможных комплектаций. В противном случае, потребитель приобретет товар другого бренда, который представлен шире. Возможность выбрать желаемый цвет, размер, вкус, технические и прочие характеристики — преимущество для покупателя. Поэтому увеличивая долю полки, бренд увеличивает число продаж.

Компания Metacommerce понимает важность получения нашими клиентами качественных, достоверных и своевременных данных о расположении и доле производимых ими товаров на полках в магазинах. Замерять долю полки, занимаемую брендом, можно в интернет-магазинах и на маркетплейсах, в мобильных приложениях, а также в классических розничных магазинах.

Платформа Metacommerce собирает все доступные товары в категориях или при вводе поисковых запросов на сайтах, например: «губная помада», «ноутбук игровой», «йогурт обезжиренный» и т. д. Собранные данные кластеризуются по брендам, что позволяет сравнивать положение и представленность ваших и конкурирующих товаров.
Собранные данные показывают, какие марки представлены в разрезе определенных каналов продаж или регионов, как представлены товары бренда в магазинах, и как в них представлены товары конкурентов. Другими словами, можно видеть, сколько товаров разных брендов доступно покупателям. Это позволяет принимать решения о расширении ассортимента и представленности в конкретных каналах продаж.
Ассортиментный анализ конкурентов
Ассортиментный анализ конкурентов позволяет определять глубину и ценовое позиционирование категорий сторонних магазинов, изучать рынок в целом и отдельных конкурентов сквозь призму своих категорий.

Классификация ассортимента конкурентов по рыночным категориям бренда проходит в 3 этапа:

  1. Формирование информационных моделей категорий ассортимента заказчика;
  2. Сбор всех ключевых параметров товаров конкурентов на сайтах, маркетплейсах, в приложениях и прайс-листах;
  3. Автоматизированное распределение товаров по дереву категорий.
Классификация показывает положение продукции бренда среди конкурентов, средние цены по категориям и группам товаров:
Категорийный анализ конкурентов позволяет:

  1. Принимать решения об ассортиментной политике, учитывая цены и представленность товаров в категориях;
  2. Позиционировать свою продукцию в зависимости от конкурентного окружения;
  3. Получать оперативную информацию о новинках, появившихся на рынке у конкурентов или в каналах продаж;
  4. Исследовать предложение в разрезе различных регионов.
Ассортиментный анализ Metacommerce предоставляет возможность сравнить свой ассортимент с ассортиментом конкурентов. Клиент получает информацию о полном портфолио товаров брендов на рынке на сегодняшний день. Категорийный анализ конкурентов помогает оперативно узнавать о новинках, текущих акциях и скидках, для своевременной реакции на изменения.
Мониторинг товаров-аналогов других брендов
Кроме категорийного анализа конкурентов, где сравниваются группы товаров, бренду также важно следить за конкретными товарами-аналогами других марок. Это позволяет увидеть все предложения идентичных товаров, доступных покупателю.

Подбор товаров-аналогов, которые наиболее соответствуют предложению бренда, происходит следующим образом:

  1. Определение параметров, которые позволят выделить аналогичные товары других брендов;
  2. Сбор информации о товарах конкурентов на сайтах, маркетплейсах и в мобильных приложениях;
  3. Автоматизированное сравнение всех важных параметров собранных товаров с ассортиментом заказчика;
  4. Автоматический подбор товаров по соответствию характеристик.
С помощью параметризации и удобной системы фильтрации товаров на рынке по заданным условиям сервис Metacommerce автоматически находит товары-аналоги разных производителей.
Параметризация товаров на рынке позволяет проводить мониторинг цен и ассортимента, отслеживать и проверять изменения по аналогичным товарам разных производителей и брендов в сопоставлении с собственным предложением.

Определив идентичные товары конкурентов, бренды могут проводить точечный мониторинг цен, скидок и наличия в различных каналах продаж. Это позволяет получать полную картину рынка и вовремя реагировать на маркетинговые акции и другие действия противников.
Мониторинг репутации и мнения потребителей
Анализ рейтингов и отзывов о товарах помогает бренду сформировать ассортимент, который нравится потребителям. Изучив данные о популярности собственной продукции, производитель понимает, какие товары пользуются спросом и оцениваются положительно, а какие — нет. Можно расширить собственный ассортимент, определив наиболее востребованные товары конкурентов из рыночных категорий бренда.

Управлять ассортиментом и продажами также помогает сравнение индексов популярности собственных товаров и товаров-аналогов других марок. Больше продаж получают товары с наибольшим количеством отзывов и с высокой оценкой. Отзывы и рейтинги важны для покупателя, они помогают сделать выбор — совершить покупку или нет.

Производители собирают и анализируют отзывы клиентов на свои товары и на товары конкурентов. Вручную это делать достаточно сложно и долго, особенно если дело касается маркетплейсов и крупных интернет-магазинов. Результат такого анализа может оказаться некачественным, ведь здесь присутствует человеческий фактор.

Платформа Metacommerce предоставляет возможность собирать рейтинг товаров, количество отзывов и звезд как со своего сайта, так и с сайтов конкурентов, на крупных маркетплейсах и в мобильных приложениях. Собранные данные помогут проанализировать мнение потребителей и оценить их лояльность, сравнить собственные рейтинги с оценками товаров конкурентов.
С помощью Metacommerce можно проанализировать предпочтения покупателей в разрезе регионов: в Москве предпочтения одни, в Калининграде — другие, а во Владивостоке — третьи. На основании этого анализа формируется ассортимент каждого конкретного магазина.

Отдел маркетинга сможет оперативно получать актуальную обратную связь рынка о товарах и новинках, оперативно реагировать на отзывы и управлять репутацией бренда в каналах продаж.

Мониторинг конкурентов для бренда помогает сформировать востребованный ассортимент, грамотно выстроить ценовое позиционирование, управлять своей представленностью и репутацией в интернете.

Если перед вашей компанией стоит задача по ассортиментному анализу конкурентов или мониторингу каналов продаж, то мы будем рады провести для вас бесплатную консультацию и продемонстрировать возможности платформы Metacommerce для ваших каналов продаж.

Хочу получать новые статьи раз в месяц