Обзор рынка интернет-торговли

Поговорим немного о цифрах. Аналитическая компания Data Insight проанализировала 500 крупнейших российских интернет-магазинов и подсчитала показатели онлайн-торговли в России за первую половину 2019 года

1725 млрд. рублей и 191 млн. заказов


Обороты Российского рынка в интернете выросли на 26% за первые полгода 2019 года. Однако показатели среднего чека падают на 14%. Покупатели предпочитают делать много маленьких и средних заказов до 3 790 рублей.
На первое место в рейтинге онлайн рынка в 2019 году поднялась Wildberries. Компания увеличила свой оборот на 79%:

85 млрд. рублей и 61 млн. заказов


Представители Wildberries связывают свои успехи с расширением ассортимента, увеличением сети пунктов выдачи заказов и снижением комиссии для поставщиков. Средний чек у Wildberries за полгода составил менее 1400 рублей (-10% год к году). В компании не раскрывают эти показатели, но говорят, что сумма покупки не падала.

Ozon также не сбавляет темпы. И скоро сможет подняться на первые строчки. За первое полугодие оборот компании вырос на 80%:

31.9 млрд. рублей и 11.5 млн. заказов


Средний чек Ozon составил 2288 рублей без НДС и доставки (-2%).

На Wildberries и Ozon можно приобрести практически любой товар, начиная от винтажного светильника и заканчивая шоколадным молоком. Google проанализировал покупки россиян в интернете по нескольким категориям

65%

одежда и обувь

63%

пищевые продукты

56%

косметика

53%

товары для дома


Программы лояльности имеют большое влияние на покупателя. 44% опрошенных с большей вероятностью выберут товар со скидкой, кэшбэком или с накопительными баллами. Несмотря на это, статистика по промоакциям показывает не очень позитивные результаты.

Промоакции с каждым годом пользуются все меньшей популярностью у ритейлеров. За последний год общая доля промопродаж выросла всего на 1%. А в отдельных категориях снизилась:

80% > 79%

стиральные порошки


70% > 69%

растворимый кофе


Промопродажи продуктов и непродовольственных товаров за июль 2018 года — июль 2019 года находятся примерно на одном уровне:

53%

непродовольственные категории


50%

продовольственные категории


Изучая статистику выбранных категорий, можно сделать вывод о снижении популярности промоакций среди населения России с 2018 года:
В России увеличивается количество розничных магазинов с низкими ценами, большинство людей приобрели иммунитет к психологическим приемам в торговле.

Все эти явления приводят к тому, что промоакции постепенно уходят в прошлое, а нижняя граница цены падает. Такие перемены оказывают положительное влияние на потребителя и увеличивают выручки интернет-магазинов.

Комментарий о развитии интернет-торговли от коммерческого директора Metacommerce Ильи Зайцева:

«С развитием и ростом розничной интернет-торговли в России складываются основные тренды этой области.

Происходит консолидация рынка вокруг маркетплейсов, которые выступают в роли инструмента, на базе которого можно недорого запускать продажи новых продуктов. Маркетплейсы, обладая огромными ресурсами, будут управлять всем маркетинговым процессом от привлечения аудитории и генерации лидов, до промонавигации к онлайн витрине и ее наполнения.

Поскольку маркетплейсы позволяют не создавать виртуальные витрины, то важнейшим фактором при конкурентном выборе становится удобство процесса получения купленного товара. От поставщика в такой ситуации требуется оптимальная цепочка поставок или доставок — это также тренд интернет-торговли.

Конечно, также важно учитывать омникальность — возможность потребителю взаимодействовать в процессе покупки товара с реальной и виртуальной витринами, совершая покупку в виртуальном мире, а получать товар в реальном. Гипермаркеты и крупные магазины давно стали шоурумами, где можно посмотреть и потрогать товар, но при этом заказать в интернете, где это будет дешевле, быстрее и удобнее.

Мобильная среда становится основным местом транзакции за счет того, что количество времени, которое мы проводим в телефоне, уже существенно больше того времени, которое мы проводим за компьютером. Поэтому тот, кто обеспечит самый удобный, понятный и эффективный сценарий покупки для пользователя на мобильной витрине — получит существенное конкурентное преимущество.

Каждый потребитель рассчитывает на персонализированный опыт и индивидуальное отношение, когда продавец учитывает его предпочтения, историю покупок, исключает раздражающие факторы, и наоборот — фокусируется на том, что нравится клиенту и делает его жизнь удобнее.

Изучением этого вопроса занимается предиктивная аналитика, которая позволяет значительно увеличивать эффективность маркетинговых коммуникаций.

При этом персонализация в полном смысле, с использованием всех инструментов предиктивной аналитики, будет доступна в первую очередь игрокам крупного формата — локальными и глобальным маркетплейсам, таким как Wildberries, Яндекс. Маркет, Ozon, Amazon. Именно она определит цифровое лидерство в отрасли интернет-торговли, поскольку сам товар перестанет быть уникальным предложением по умолчанию.

Таким образом, предложение на рынке онлайн-торговли в России определяет удобство доставки и омниканальность, возможность покупки с мобильного телефона, персонализированная коммуникация и процесс оформление самой продажи."
Тренды 2023 года
Многие эксперты уже опубликовали тренды предстоящего года, представляем некоторые из них:
  • Стремительный рост e-commerce
  • Маркетплейсы продолжат своё развитие, дополнительными каналами станут соцсети
  • Социальная коммерция станет новым каналом продаж
  • Брендовые магазины сохранят свои позиции в силу уникальности товара
  • Произойдёт рост вложений в продвижение на маркетплейсах
  • Интернет-магазины будут развивать собственную систему доставки
  • Роботизация и чат-боты
  • Внедрение технологий дополненной реальности
  • Использование динамического ценообразования
Подробнее о трендах 2023 года читайте в статье:

Хочу получать новые статьи раз в месяц