Как рынок eCommerce изменился за 2020 год, и какие настроения у потребителей в 2021 году?
Пандемия 2020 года привела к росту онлайн-торговли во всем мире. Самый большой скачок произошёл в России — рынок увеличился на 58%. Но несмотря на значительный рост, мы сильно уступаем крупнейшим мировым рынкам. Объем российского рынка eCommerce за 2020 год составил $ 37 млрд, — это в 26 раз меньше объема рынка Китая и в 10 раз меньше рынка США. В то же время за 2020 год рост рынка интернет-торговли Китая составил всего 5%, а США — 9%.
Если рассматривать объем eCommerce на душу населения, то Россия здесь также значительно уступает некоторым странам. Этот показатель в Южной Корее равен $ 2 393, в Великобритании — $ 1 990, в Японии — $ 1 479, в США — $ 1 141, в Германии — $ 1 111, что в несколько десятков раз больше чем в России — всего $ 19.

Китай

Китай имеет самый большой объем В2С интернет-торговли, равный $ 955 млрд. Доля eCommerce в ВВП также является самой высокой и составляет 6,7%.
США
В США объем В2С интернет-торговли составил $ 374 млрд. Это второй по величине рынок. При этом доля eCommerce в ВВП — только 1,7%.
Великобритания
Объем рынка eCommerce Великобритании — $ 133 млрд, а доля интернет-торговли в ВВП выше этого же показателя США — 4,7%.
Германия
Объем рынка интернет-торговли в 2020 году был равен $ 92 млрд, а доля в ВВП — 2,4%.
Индия
Объем рынка eCommerce в 2020 году был равен $ 44 млрд, доля интернет-торговли в ВВП — 1,5%.
Россия
Объем В2С интернет-торговли в России в 2020 году составил $ 37,4 млрд, доля интернет-торговли в ВВП была равна 2,5%.
Рынок eCommerce России: распределение по сегментам
В 2020 году в России произошел резкий всплеск интернет-торговли. Самый большой рост оказался в сегменте eGrocery — плюс 250%. Средний чек в категории eGrocery составил 1 880 руб, всего было сделано 69 млн заказов.
eGrocery в России
До пандемии COVID потребители в основном покупали продукты питания в офлайн-магазинах. Это было привычно: поехать в выходной за покупками, потратить время в очереди на кассу, потом самостоятельно донести домой пакеты с едой. В условиях пандемии и режима самоизоляции людям пришлось изменить этот сценарий — они вынуждены были заказывать FMCG-товары через интернет. И это оказалось удобно. Многие из них привыкли к доставке продуктов и продолжили заказывать через интернет и после отмена режима самоизоляции.
Рассмотрим крупнейших продавцов FMCG-товаров из рейтинга аналитической компании Data Insight «TOP100 интернет-магазинов» за 2020 год.

Лидером по объему продаж в 2020 году стал магазин Sbermarket.ru, объем вырос в 13 раз и стал равен 17 570 млн руб. При этом средний чек уменьшился на 26%, а число заказов увеличилось в 17,9 раз. Сокращение среднего чека может быть связано с подключением подписки СберПрайм, предоставляющей бесплатную доставку: можно заказывать чаще, но меньше.

Самый высокий средний чек в интернет-магазине Utkonos.ru, он равен 6 150 руб. Рост объема онлайн-продаж составил 66%, всего за 2020 год — 16 370 млн руб. Это связано в основном с ростом числа заказов — 52%, а не с увеличением среднего чека — только 9%.

Лидер по количеству заказов — Samokat.ru, в интернет-магазине было сделано 18 170 тыс заказов за 2020 год — это число в 17 раз больше, чем за предыдущий период. Большое количество онлайн-заказов может быть связано с низкой минимальной суммой покупки и бесплатной доставкой. Средний чек в 2020 году был равен 520 руб. Рост объема продаж онлайн-ритейлера примерно равен росту числа заказов — он увеличился в 17,4 раза.

Сервис доставки FMCG-товаров Lavka. Yandex стал в 2020 году лидером роста по объему продаж — рост в 47,5 раз, по количеству заказов — в 38 раз и по росту среднего чека — на 24%.
ePharma в России
Пандемия COVID привела к росту продаж у онлайн-аптек. Потребители стали больше внимания уделять своему здоровью и начали чаще покупать через интернет лекарства, витамины и БАДы. Объем рынка ePharma сопоставим с eGrocery — в 2020 году он составил 131 млрд руб. Всего было сделано 78 млн заказов со средним чеком 1 679 руб.
В рейтинг «TOP100 интернет-магазинов» вошли продавцы аптечных товаров: Apteka.ru, Eapteka.ru, Zdravcity.ru и другие.

Лидером по объему продаж и по количеству заказов в этой категории стал онлайн ритейлер Apteka.ru. В интернет-магазине сделали 32 240 заказов на общую сумму 50 млрд руб, при этом средний чек уменьшился на 2% и составил 1550 руб.

Лидером по величине среднего чека стал магазин Eapteka.ru. Средний чек составил 2 650 руб, он вырос на 13% — это больше, чем у других представителей рейтинга в категории аптечных товаров.

Gorzdrav.org показал самый значительный рост количества заказов и объема продаж: +141% и +146% соответственно. Величина среднего чека выросла на 2% и составила 2 200 руб.
Крупные универсальные маркетплейсы в России
Значительный объем рынка eCommerce принадлежит универсальным маркетплейсам. За 2020 год на маркетплейсах было сделано 405 млн заказов на общую сумму 721 млрд руб.
Лидером по объему продаж и количеству заказов является Wildberries, он сильно превосходит других игроков рынка. Онлайн-продажи составили 413 200 млн руб. Количество заказов было равно 305 000 тыс, рост +100%. Средний чек сократился на 2% и стал равен 1 350 руб.

Самый большой средний чек среди универсальных магазинов у Techport.ru, он составил 12 320 руб. Несмотря на это онлайн-ритейлер не показал рост в 2020 году, объем продаж и количество заказов сократилось на 3%.

Aliexpress оказался лидером роста по объему продаж и по количеству заказов: магазин вырос на 171% и 218% соответственно. При этом величина среднего чека уменьшилась на 15%.

Больше всего рост среднего чека произошел у интернет-магазина Laredoute.ru — плюс 25%, но на 14% уменьшилось количество заказов.
Остальные онлайн-магазины в России
Онлайн-продажи всех остальных игроков рынка составили в совокупности 1 725 млрд руб. Это продажи в интернет-магазинах одежды, обуви и аксессуаров, электроники и бытовой техники, товаров для дома и ремонта, детских товаров, косметики и других. Несмотря на то, что объем рынка здесь в 2,4 раза больше, чем объем рынка маркетплейсов, количество заказов меньше — всего 278 млн заказов, зато средний чек выше — 6 205 руб. Рост составил всего 38%, это ниже чем рост eGrocery, ePharma и универсальных маркетплейсов.
Рассмотрим лидеров из рейтинга аналитической компании Data Insight «TOP100 интернет-магазинов» в разрезе отдельных категорий: электроника, одежда и товары для дома.

Один из лидеров в сегменте электроника — Citilink.ru. У интернет-магазина самый высокий объем продаж — 132 730 млн руб и самое большое число заказов — 12 390 тыс. Величина среднего чека выросла на 19% и составила 10 710 руб.

Самый высокий средний чек у магазина Notik.ru, он равен 80 160 руб. Средний чек интернет-магазина вырос на 28% — это самый высокий показатель среди онлайн ритейлеров этой категории. Число заказов составило всего 64 тыс. за 2020 год. Объем продаж вырос на 45% за счет увеличения среднего чека и количества заказов.

Лидером роста по объему продаж стал магазин Dns-shop.ru, онлайн-продажи выросли на 117%. Это произошло за счет увеличения числа заказов на 82%, а также — величины среднего чека на 20%.

Лидер роста по количеству заказов — интернет-магазин Shop.samsung.com, он увеличил количество заказов на 88%.
В сегменте «Одежда, обувь и аксессуары» интернет-магазин Lamoda является лидером по объему продаж и количеству заказов. Всего за 2020 год на Lamoda.ru было сделано 14 550 тыс. заказов на общую сумму 52 970 млн руб. При этом рост составил 28% и 32% соответственно.

Лидером роста по объему продаж и числа заказов стал онлайн ритейлер Reserved.com, рост составил 74% — в выручке и 73% — в заказах.

Лидер по среднему чеку и по его росту — Ursus.ru. Средний чек интернет-магазина равен 45 840 руб.
Интернет-магазин Petrovich.ru за 2020 год выполнил 3 820 тыс. заказов на общую сумму 44 010 млн руб. Объем продаж ритейлера оказался самым высоким по сравнению с другими игроками из этой категории. Средний чек составил 11 520 руб., за 2020 год он сократился на 32%.

Самый высокий средний чек был у магазина Santehnika-online.ru, он составил 23 670 руб. При этом покупатели сделали 270 тыс. заказов на общую сумму 6 390 млн руб.

Больше всего онлайн-заказов сделали в магазине Vseinstrumenti.ru, это 7 830 тыс. заказов. Общий объем продаж составил 42 520 млн руб, он вырос на 50%, несмотря на то, что средний чек уменьшился на 23%.

Лидером роста по объему продаж и количеству заказов стал интернет-магазин Mnogomebeli.com. Рост составил +305% и +296% соответственно.
Общий объем рынка eCommerce в России: динамика и прогноз развития
Совокупный объем рынка онлайн В2С в России составил 2,7 трлн руб. за 2020 год. Всего было сделано 830 млн интернет-заказов со средним чеком 3 260 руб. Число заказов увеличилось, а средний чек уменьшился по сравнению с предшествующими годами.
Количество заказов выросло на 365 млн штук по сравнению с 2019 годом, рост составил 78%. В 2020 году к рынку В2С-торговли добавились новые сегменты, которых не было в предыдущие годы: eGrocery, ePharma, крупные универсальные маркетплейсы. На маркетплейсы в 2020 году пришлось 49% от всех онлайн-заказов.
Средний чек в 2020 году сократился на 14% по сравнению с 2019 годом. Это связано с развитием рынка интернет-торговли, появлением бесплатной или дешёвой доставки и снижением минимальной суммы заказа.
Аналитики Data Insight прогнозируют дальнейшее увеличение количества заказов в 2021—2025 годах, а также падение и стабилизацию величины среднего чека. К 2025 году число заказов может вырасти более, чем в 5,5 раз и составить 4 860 млн штук.
Эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка eCommerce в России. Он считают, что к 2025 году объем рынка составит 10,9 трлн руб., что в 4 раза больше объема 2020 года.
Потребительские настроения россиян в 2021 году
Исследование BCG и Romir «С оптимизмом в будущее» показало, что россияне постепенно возвращаются к «докоронавирусным» привычкам. Люди с оптимизмом смотрят в будущее, они стали менее тревожными и устали от «карантинных» ограничений.

«Спустя год россияне стали чаще считать, что худшее уже позади, вернулись на работу в офисы, реже избегают людных мест. В апреле 2020 года большинство россиян считали, что экономическая ситуация ухудшится, теперь же доля этих настроений сократилась вдвое, и люди скорее ожидают сохранения текущего статуса и соответственно планируют свои затраты,» — отмечает управляющий директор и партнер BCG, руководитель экспертной практики по потребительским товарам и розничной торговле в России и СНГ Иван Котов.

Через год после начала пандемии потребительский спрос постепенно восстанавливается. Россияне уже не собираются так сильно сокращать свои расходы. В апреле 2021 года по сравнению с апрелем 2020 года потребители планируют тратить на 25% больше в гипермаркетах, на 18% больше на онлайн-шопинг, на 22% увеличить расходы в монобрендовых магазинах и на 19% в торговых центрах.

Россияне стали чаще, чем в начале пандемии, покупать товары в монобрендовых магазинах, в ТЦ и на онлайн-площадках. Во время режима самоизоляции потребители привыкли совершать покупки через интернет. После отмены ограничений доля онлайн-покупок не уменьшилась, а наоборот постепенно увеличивается. В апреле 2020 года 31% респондентов совершали покупки в интернет-магазинах, а в апреле 2021 года — уже 38%.
В апреле 2021 года более трети россиян покупали онлайн. За прошедший год потребители стали активно заказывать FMCG-товары в интернете — то привело к появлению любимых пандемийных брендов среди онлайн-ритейлеров: Пятерочка, Озон, Магнит, Wildberries.

Самыми активными покупателями в интернет-магазинах стали люди 26−35 лет: в марте 2021 года 53% респондентов этого возраста покупали товары у онлайн-ритейлеров. В целом через год после начала пандемии россияне стали чаще совершать онлайн-покупки, особенно это относится к потребителям 26−55 лет.
Спрос постепенно восстанавливается. Ожидания людей по поводу их расходов улучшаются: 83% россиян планируют оставить траты на том же уровне или увеличить их.

Тренды 2023 года
Многие эксперты уже опубликовали тренды предстоящего года, представляем некоторые из них:
  • Стремительный рост e-commerce
  • Маркетплейсы продолжат своё развитие, дополнительными каналами станут соцсети
  • Социальная коммерция станет новым каналом продаж
  • Брендовые магазины сохранят свои позиции в силу уникальности товара
  • Произойдёт рост вложений в продвижение на маркетплейсах
  • Интернет-магазины будут развивать собственную систему доставки
  • Роботизация и чат-боты
  • Внедрение технологий дополненной реальности
  • Использование динамического ценообразования
Подробнее о трендах 2023 года читайте в статье:

Хочу получать новые статьи раз в месяц