Как пандемия повлияла на рынок eCommerсe?
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) провела исследование развития рынка eCommerce в первом полугодии 2020 года. Исследование показало, что в 2020 году произошел резкий рост онлайн-торговли. Оборот рынка eСommerce только за первую половину года составил 1,654 трлн рублей, в то время как за весь 2019 год он был равен 2,032 трлн рублей. Прогнозируемый оборот российского рынка интернет-торговли за 2020 год может составить 2,9 трлн рублей. Доля eСommerce в общем обороте розничной торговли в России составила 10,9% в 2020 году против 6,1% в 2019 году.
По словам президента АКИТ Артёма Соколова, Россия в развитии eCommerce приближается к ведущим странам, для сравнения доля доля онлайн-продаж в США составляет 13,9%, а в КНР — 29,9%. «Раньше это было даже сложно себе вообразить, потому что даже самые смелые прогнозы выглядели иначе. А сейчас мы понимаем, что под 3 трлн будет рынок в конце года», — заявил Артём Соколов.

Как пандемия повлияла на рост онлайн-продаж?

Самоизоляция оказала свое влияние на рост числа интернет-заказов. Во время карантина увеличилась покупательская активность в интернете. В большинстве отраслей резкий рост eCommerce произошел в марте-апреле.Больше всего онлайн-заказов пришлось на апрель 2020 года — оборот составил 346,1 млрд руб. В мае этот показатель уже составил 313,8 млрд руб. В июне, с открытием розницы, люди стали постепенно возвращаться к офлайн-покупкам. Оборот онлайн-продаж сократился до 277,9 млрд руб.
Распределение по товарным категориям
Карантин, объявленный из-за пандемии, повлиял и на предпочтения россиян. На фоне ограничений выросла востребованность продуктов питания: они вошли в топ-3 покупок и составили 14,1% оборота локального рынка.

Крупнейшей категорией в интернет-шопинге стали одежда и обувь. Всего за 1 полугодие 2020 года на «одежду» россиянами было потрачено 417,9 млрд рублей, это составило 30,2% от локального рынка. На втором месте — цифровая и бытовая техника с долей 29,5%.
Примерно такое же распределение получили эксперты банка Хоум Кредит. Они провели ежегодный опрос среди держателей дебетовых и кредитных карт банка. Данные опросов за 2019 и 2020 года указывают на изменения в предпочтениях россиян:
Одежда и обувь, а также бытовая электроника были и остаются наиболее популярными товарными категориями для онлайн-шопинга в российских и зарубежных магазинах в 2019 и 2020 годах.

В 2020 году на фоне пандемии и введенных ограничений заметно сократилась популярность авиабилетов и брони отелей. Также мы видим двукратный рост интернет-покупок продуктов питания.

«Пандемия существенно повлияла на потребительские настроения россиян. Необходимость ограничения социальных контактов сломала предубеждение многих людей против интернет-шопинга. Использование онлайн-каналов для покупок уменьшило распространение вируса и поддержало российскую розницу в это непростое время», — прокомментировал Станислав Дужинский, аналитик банка Хоум Кредит.
Пандемия 2020 года подстегнула развитие eCommerce. Что будет дальше?
Data Insight составил прогноз развития онлайн-торговли с 2020 по 2024 год, учитывая влияние пандемии на рост интернет-продаж. В 2019 году объем рынка eCommerce составил 1,7 триллиона рублей (оборот розничной торговли указан без продаж бензина и автомобилей), по прогнозам экспертов в 2024 году он будет составлять 7,2 трлн рублей. Без эффекта от коронакризиса он составил бы 5,6 трлн рублей. Таким образом, за счет факторов пандемии объем онлайн-продаж в 2024 году увеличится на 1,6 трлн рублей, а совокупный дополнительный прирост с 2020 по 2024 года составит 4,4 трлн рублей.
Факторы, которые вызвали ускорение роста рынка eCommerce в 2020—2024 годах:
1. 10 млн новых онлайн-покупателей, которые пришли в интернет за 3 месяца карантина. Большинство из них продолжит совершать покупки через интернет.
2. Переход 5−7 млн человек на удаленную работу. Часть «удаленщиков» переедет из крупнейших городов в пригороды или менее крупные города и привычный ассортимент торговых центров станет им не доступен. Придется делать заказы онлайн.
3. Изоляция дома. Потребители вынуждены были сократить походы в магазин во время карантина. В период с марта по май они делали в интернете больше покупок, чем обычно, тратя каждый раз больше денег. Повышенный спрос в течение трех месяцев 2020 года создаст высокую базу, уменьшая темпы роста в 2021 году.
4. Рост частоты онлайн-покупок в месяцы, следующие за изоляцией. Даже после снятия ограничений люди предпочитают меньше времени проводить в крупных торговых центрах и гипермаркетах. Сокращение походов в магазин приведет к росту онлайн-продаж. Этот фактор будет иметь значение в 2020 и 2021 годах.
5. Рост eGrocery. Этот фактор оказал наибольшее влияние на рост онлайн-продаж. Крупнейшие игроки на рынке FMCG быстро сориентировались и вложили силы и средства в развитие интернет-продаж.

Товары повседневного спроса составляют более половины всех покупок Россиян. Однако доля онлайн-покупок в этой категории крайне мала по сравнению с другими странами. Даже небольшой рост eGrocery в 2020 году оказал значительный эффект.

К негативным факторам относится снижение покупательной способности россиян. Однако эксперты Data Insight считают, что он окажет влияние только на показное/премиальное потребление среднего класса.

Ускорение роста рынка eCommerce за счет пандемии будет продолжаться в течение нескольких лет. Россияне начнут совершать больше покупок в интернете, а онлайн продолжит набирать обороты.

Получается, что пандемия помогла игрокам онлайн-рынка увеличить объем продаж и дала дополнительный стимул для внедрения новых решений в довольно короткий срок. Крупнейшие игроки стараются привлечь новых покупателей и удержать старых, сделав процесс онлайн-заказа более удобным, а цены на товары — конкурентоспособными. Для анализа цен конкурентов мы рекомендуем воспользоваться нашей платформой мультиканального мониторинга рынка Metacommerce. Это поможет вести проактивную ассортиментную и ценовую политику.

Хочу получать новые статьи раз в месяц