Блог Metacommerce

Онлайн-рынок одежды и обуви в России

Для современного человека одежда и обувь — товары на втором месте по необходимости после продуктов питания. Покупая теплый свитер зимой, мы в первую очередь заботимся о своем здоровье. Но не менее важным фактором потребительского спроса на эту категорию товаров является потребность человека в красоте. Потребность в прекрасном и постоянно меняющиеся запросы человека формируют мир моды. На этих базовых вещах и формируются выбор покупателем одежды или обуви — здоровье и красота. 

Именно поэтому категория товаров «Одежда и обувь» занимает 20% от всего рынка онлайн-продаж.

До недавних событий, когда человечеству пришлось поменять свой образ жизни на самоизоляцию дома, офлайн продажи также процветали. Рынок «Одежды и обуви» пожалуй один из самых нестабильных. И чтобы его понять, нужно углубиться в историю.

Развитие сектора в 2018-2019 годах

Аналитическая компания Data Insight при поддержке Lamoda выпустила расширенное исследование oнлайн-рынкa одежды и обуви. В ТОП 1000 вошли 105 интернет-магазинов одежды и обуви, в том числе Wildberries, Lamoda, Bonprix и H&M. Почти треть из них (29%) — это специализированные магазины, которые продают только обувь или сумки (но не одежду) или только определенную одежду (например, детскую). При этом на специализированных игроков приходится лишь 3% заказов и 8% денежного объема продаж.

По данным аналитиков за период с июля 2018 года по июнь 2019 года в интернет-магазинах одежды и обуви, входящих в ТОП1000, было оформлено 101 миллион заказов на сумму 215 миллиардов рублей. Средний чек составил 2 120 рублей.

Количество онлайн-заказов в интернет-магазинах одежды и обуви за год (июль 2018 – июнь 2019 гг. относительно предыдущих 12 месяцев) выросло на 63%. За тот же период времени сумма онлайн-продаж увеличилась на 36%. Средний чек сократился на 17%.

В сегменте одежды и обуви конверсия составила 14,5%. Ближайшие показатели у интернет-магазинов продуктов и книг (16,8% и 14,8% соответственно).

Основные показатели 5 крупнейших интернет-магазинов за период июль 2018 – июнь 2019 г.:

По данным компании Fashion Consulting Group продажи у ритейлеров одежды и обуви по итогам 2019 года сократились на 3-4%. Причиной этому стали уменьшение доходов и российская зима, которая выдалась аномально теплой. 

Бизнес во время самоизоляции, март-май 2020

Смена привычной жизни поменяла потребительское поведение. В этот период одежда и обувь стали не так востребованы, а офлайн магазины и вовсе были вынуждены на время прервать свою деятельность. Многие компании быстро среагировали на перемены, перевели бизнес в онлайн и оптимизировали простаивающие торговые точки под пункты самовывоза и склады.

«Мы ожидаем, что более чем вдвое могут вырасти объемы продаж через интернет. Если в 2019 году доля онлайн-торговли на рынке fashion занимала всего около 12%, то теперь треть продаж от общего объема рынка будет приходиться на дистанционную торговлю»  

Анна Лебсак-Клейманс
Генеральный директор Fashion Consulting Group (FCG)

За период самоизоляции компании прибегали к разным сценариям по спасению бизнеса:

Онлайн-продажи компании Inditex выросли на 50% за квартал и на 95% в апреле, но все же компания пострадала во время пандемии. С 1 февраля по 30 апреля продажи упали на 44% до 3,3 млрд евро. Чистый убыток за квартал составил 409 млн евро. Почти четверть магазинов оставались закрытыми к 8 июня. 

Марка Finn Flare выпустила коллекцию «Оставайся дома», в которую вошли толстовки и джемперы с изображением Камчатки и озера Байкал на спине изделий. 

«Онлайн-ритейл — очень сильная сторона нашей компании. Тем не менее в этом сегменте мы сейчас падаем так же, как и на Wildberries, несмотря на то, что у нас сейчас идут рекламные кампании. У людей нет понимания того, как долго им надо растягивать свои сбережения».

Ксения Рясова
Генеральный директор Finn Flare

В конце апреля, после месяца режима самоизоляции, сеть магазинов одежды Fashion House неожиданно объявила о своём банкротстве, прекращении работы и расторжении договоров с сотрудниками.

За март ассортимент одежды, обуви и аксессуаров в Wildberries увеличился на 10-15%. Однако полный переход в онлайн принес и свои недостатки: 

«Выручка в рознице упала на 100%, поскольку все магазины закрыты. После ввода с 30 марта бесконтактной доставки требуется предоплата онлайн и отсутствует возможность примерок, поэтому выручка снизилась в два раза. Очевидно, что интернет перекрыть продажи в обычных магазинах не способен».

Михаил Уржумцев
Генеральный директор компании Melon Fashion Group

Чтобы сохранить прибыль, некоторые производители переориентировали свои компании и начали шить медицинские маски, а в интернет-магазине Lamoda вместе с новинками одежды теперь предлагается приобрести макароны, гречку, чай и кофе.

Усилия, приложенные компаниями в категории Одежда и обувь позволили удержать продажи на достойном уровне. По данным от Сбербанк каждую неделю в самоизоляции продажи сектора падали в среднем на 15-20%. Тинькофф же показывает, что с февраля объем продаж увеличился на 14%. Ситуация могла сложиться намного хуже, если бы ритейлеры вовремя не отреагировали на изменение ситуации на рынке.

После пандемии

Первая неделя после снятия ограничений в Москве не принесла ожидаемого эффекта отложенного спроса. По данным Fashion Consulting Group с 1 по 7 июня в магазинах было в 3-4 раза меньше покупателей в сравнении с показателями прошлого года.

Президент и основатель Baon Ильи Ярошенко также отметил, что в центральных ТЦ города снижение трафика составило до 20-30% от прошлогоднего уровня. Небольшие ТЦ рядом с транспортом — снижение на 30-40%. Прогноз по выручке по открытым точкам в июне — минус 30% год к году. Август и сентябрь — минус 20-30%.

«Так как пропускной режим с 9 июня отменяется, то никаких регламентов, останавливающих от посещения ТЦ, уже не будет. Если посещаемость магазинов в течение лета поднимется с 25-30% до 50-70% от посещаемости прошлого года — это будет весьма позитивным показателем. На полное восстановление спроса можно рассчитывать не ранее весенне-летнего сезона следующего года, и то при самом благоприятном экономическом и эпидемиологическом сценарии развития событий»

Илья Ярошенко
Президент и основатель Baon

Несмотря на возросшую в последнее время популярность онлайн-магазинов, многие компании уверены, что полностью заменить офлайн магазины они не смогут:

«Онлайн никогда не станет основным каналом продаж в fashion-сегменте. При благоприятной экономической и эпидемиологической обстановке восстановление потребления в fashion-индустрии может произойти в 2021 году.»

Евгения Хакбердиева
Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank

После открытия непродуктовой розницы в Москве, онлайн-ритейлеры все равно продолжают фиксировать спрос на свои товары:

Продажи в категории Одежда и обувь на Wildberries выросли более чем в 5 раз в годовом сопоставлении с 1 по 7 июня. 

На Lamoda, по словам управляющего коммерческого директора Александры Артюшкиной, фаворитами покупателей в категории одежды на первой неделе лета стали платья, джинсы и футболки, в обуви — кроссовки, кеды, туфли и сандалии. 

Часть продавцов одежды и обуви возобновили работу своих магазинов с распродаж после простоя из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса. 

Генеральный директор сети Ostin Денис Довлатов рассказал газете РБК, что нераспроданные коллекции в магазинах сети могут составлять 20–30% от всех закупок и после открытия магазины предоставили дополнительные скидки 10–15%. 

О значительных остатках рассказали также в сети Street Beat. Там планируют продавать большую часть ассортимента со скидками до 50%, сообщила представитель Inventive Retail Group Людмила Семушина.

Стартовавшие онлайн-распродажи и скидки до 50% некоторых брендов перешли в магазины после их открытия. По эксперта по ритейлу и товарам класса люкс Bain & Company Ирины Куликовой, волна скидок до окончания весенне-летнего сезона началась, в частности, у брендов French Connection, Topshop, M&S, H&M, Karen Millen, Pinko и Maje. Также распродажи старых коллекций со скидками до 70% стартовали у нишевых брендов, включая Alexander Wang, Ganni и Proenza Schouler.

Гендиректор Fashion Consulting Group (FCG) Анна Лебсак-Клейманс обратила внимание на то, что торговым сетям так или иначе придётся сокращать количество своих офлайн-магазинов из-за массового перехода ритейла в онлайн. По её прогнозам, в ходе кризиса 2020 года мир ждёт сокращение количества традиционных fashion-магазинов на 35–50%, а падение продаж достигнет 35% в денежном выражении. С учётом объёма российского рынка моды в 2,29 трлн рублей по итогам 2019 года, сумма выручки отрасли может упасть до 1,5 трлн рублей. 

Рынок одежды и обуви всегда был рисковым проектом. На выбор клиента влияет много больше факторов, чем в категории товаров первой необходимости или продуктов питания. Ритейлер должен учесть вкусовые предпочтения, стоимость товара и уделить особое внимание модным тенденциям. Если одежду не продать в пик ее спроса, в следующем сезоне придется значительно снизить ее цену и потерять прибыль. 

За первую половину 2020 года мир пережил больше потрясений, чем за все 20 лет 21 века. Офлайн магазины пришлось закрыть, а онлайн-ритейл потерял треть своих клиентов. После снятия ограничений продажи в категории сократились на 20-30% от уровня прошлого года. Эксперты считают, что показатели придут в норму только к весенне-летнему периоду 2021 года. Никто не может точно сказать будет ли ваш бизнес успешным и что нужно сделать для увеличения прибыли. Однако данные статистики и опыт других компаний помогут вашим аналитикам построить выгодный бизнес-план. 

Успешных продаж.

Подпишитесь на подборку наших материалов

Ошибка заполнения формы. Пожалуйста, проверьте правильность заполнения формы и попробуйте еще раз.

На указанную почту отправлено письмо для подтверждения email

Не удалось отправить сообщение

Пожалуйста, попробуйте связаться с нами другим способом.

+7 495 374-73-41

8 800 500-22-64

Начните получать оперативную, полную и достоверную информацию о рынке

Ошибка заполнения формы. Пожалуйста, проверьте правильность заполнения формы и попробуйте еще раз.

* — обязательные поля для получения демо-доступа.

Спасибо, ваша заявка принята

В течение нескольких минут на вашу почту будет отправлена ссылка для входа в демо-кабинет. Мы свяжемся с вами в течение рабочего дня и поможем познакомиться с платформой.

Не удалось отправить заявку на демо-доступ

Пожалуйста, попробуйте связаться с нами другим способом.

+7 495 374-73-41

8 800 500-22-64