Блог Metacommerce

Развитие FMCG-ритейла в 2019 году

В отличие от непредсказуемого 2020 года, 2019 год показал себя экономически стабильным — рост крупнейших российских сетей это подтверждает, а компания X5 Retail Group обогнала по темпам развития американский Amazon в рейтинге Deloitte.

Проанализировав список самых быстроразвивающихся компаний российского ритейла, мы собрали интересную информацию о российских сетях.

X5 Retail Group

По подсчетам компании Deloitte, X5 Retail Group является крупнейшим российским ритейлером и обгоняет всех российских конкурентов по темпам роста. В глобальном рейтинге топ-50 наиболее динамично развивающихся игроков X5 Retail Group занимает 11-е место с ростом выручки в 23,4% за последние пять лет.

В прошедшем году Компания открыла 3 новых распределительных центра общей площадью 81,1 тыс. кв. м. В рамках программы повышения эффективности в течение 2019 года X5 Retail Group проводили оптимизацию торговых точек — открывали новые и закрывали нерентабельные магазины:

X5 Retail Group

16 297

+1 866 ▲

Перекресток

852

+92 ▲

Пятерочка

15 354

+1 832 ▲

Карусель

91

-3 ▼

По сравнению с предыдущим годом темпы открытия магазинов в 2019 году замедлились на 19,2%, но это не помешало росту общей выручки X5 Retail Group на 13,3 %:

X5 Retail Group

17 727,7

млрд ₽

+13.3% ▲

Перекресток

273,1

млрд ₽

+18.3% ▲

Пятерочка

1 366,6

млрд ₽

+14.1% ▲

Карусель

87,3

млрд ₽

-3.8% ▼

Отрицательные показатели «Карусели» объясняются ростом давления со стороны формата магазинов «у дома», а также программой трансформации сети (распродажи в магазинах, которые планируется закрыть/передать «Перекрестку»).

Магнит

По состоянию на конец 2019 года общее количество магазинов сети составило 20 725. Торговая площадь «Магнита» увеличилась на 814 тыс. кв. м (рост на 12,7% год к году):

+2 377

магазинов

+1 195

магазинов «у дома»

+6

супермаркетов

+1 176

дрогери

Чистая розничная выручка увеличилась на 9,5% и составила 1 332,9 млрд руб. Большой рост показали оптовые продажи – на 77,4% год к году до 35,8 млрд руб. преимущественно за счет дистрибуции фармацевтических товаров.

Общая выручка

1 368,7

млрд ₽

+10.6% ▲

Магазин «у дома»

1 020,4

млрд ₽

+11.2% ▲

Супермаркеты

200

млрд ₽

-3.5% ▼

Дрогери

2,7

млрд ₽

+20.5% ▲

По итогам 2019 года чистая прибыль Магнита сократилась на 49% год к году и составила 17,1 млрд руб. Рентабельность чистой прибыли снизилась на 146 б. п. год к году до 1,3%.

Лента

Результаты работы «Ленты» в 2019 году не порадовали генерального директора Германа Тинга. Он отметил, что в 4 квартале 2019 ритейлер показал снижение выручки на 1,4% по сравнению с тем же периодом 2018 года. Однако, в целом за 2019 год сеть увеличила выручку на 1% до 417,5 млрд рублей (в 2018 г. – 413,6 млрд рублей):

+4%

розница

-53.2%

опт

Чистый убыток на фоне неденежных расходов составил 2,1 млрд рублей с отрицательной рентабельностью на уровне 0,5% по сравнению с чистой прибылью 11,7 млрд рублей и рентабельностью 2,9% в 2018 году.

Общее число магазинов «Ленты» по состоянию на 31 декабря 2019 г. составило 380:

249

+5 ▲
Гипермаркеты

131

-4 ▼
Супермаркеты

О’КЕЙ

В IV квартале 2019 года Компания произвела ребрендинг ряда существующих собственных торговых марок и расширила ассортимент товаров, в том числе сезонных, добавив в портфель марок новые SKU. На своем сайте Окей опубликовали операционные результаты 2019 года:

Общая выручка

163,1

млрд ₽

+3% ▲

Выручка «О’КЕЙ»

145,3

млрд ₽

+0.3% ▲

Выручка «Да!»

17,3

млрд ₽

+31.7% ▲

Всего

178

магазинов

«Да!»: +19 ▲

Дикси – Бристоль – Красное&Белое

В конце 2019 года три крупных игрока на рынке ритейла завершили сделку по объединению, управление осуществляется компанией «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед». По прогнозам одного из бенефициаров, Сергея Студенникова, в 2019 году общая выручка компании может составить 800 млрд рублей. С таким показателем группа выйдет на третье место по объему выручки на российском продуктовом рынке, потеснив «Ленту».

Дикси + Виктория + Мегамарт + Бристоль + Красное&Белое

13 000+

магазинов

Metro

В 2018/2019 финансовом году (завершился 30 сентября) в результате отрицательного влияния изменений валютных курсов отчетные продажи компании в России сократились на 5,4%. Менеджмент компании оценивает эти результаты положительно и планирует стабилизировать прибыль в ближайшее время: по сравнению с 7% падения продаж годом ранее это говорит о переломе негативного тренда.

Продажи

-3.3%

в рублях

Покрытие

51

регион

Количество магазинов в 2019 году

94

гипермаркета

+1

новый магазин

Глава Metro в России Мартин Шумахер сообщил, что в ближайшее время компания не планирует открывать в стране большие магазины традиционного оптового формата, но будет заниматься повышением эффективности существующих точек.

Также Metro изучает форматы меньшей площади, например, торговые точки, ориентированные на небольших трейдеров, и компактные склады, которые позволят расширить сеть доставки.

Фасоль

Дочерняя компания Metro «Фасоль» показала себя достаточно выгодным проектом, но и ее темпы развития по сравнению с 2018 годом немного снизились:

1 500

магазинов

+ 500

в 2019

+ 740

в 2018

Ашан

На официальном сайте ритейлера указано, что в России работает 311 магазинов под управлением «Ашан». Если сравнивать с данными за 2018 год, сеть расширилась на 6 магазинов. Сама компания не раскрывает данные по итогам 2019 года, однако, по оценке InfoLine, выручка Auchan на российском рынке в прошлом году упала на 13%.

По словам гендиректора российского подразделения «Ашана» Йоханнеса Толайа в 2020 году не планируется открытие новых точек. Все ресурсы компания направит на создание новой концепции сети. К 2023 году Ашан планирует разместить собственные рестораны на территории магазина, расширить ассортимент свежей продукции, подключить доставку и разместить сеть постаматов для выдачи заказов.

Выручка FMCG-сетей в 2019 году:

Сеть Прирост выручки в 2019 году Выручка за 2019 год
X5 Retail Group +12% ₽ 1 727, 714 млрд  ↗
Магнит +10.6% ₽ 1 368,7 млрд ↗
Дикси, Бристоль, Красное&Белое +20.5% ₽ 374,8 млрд ↗
Лента +1% ₽ 417,5 млрд ↗
Ашан -13% ₽ 2,65 млрд ↙
Metro -5.4% € 2,662 млрд ↙
Окей +3% ₽ 163,1 млрд ↗

Для закрепления полученных результатов и улучшения своих показателей многие компании запланировали масштабные изменения на 2020 год:

  1.  X5 Retail Group станет полноценным участником рынка доставки готовой еды и составит конкуренцию «Яндекс.Еде» и Delivery Club — Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group.
  2. Магнит сокращает портфель собственных марок и будет развивать оставшиеся как бренд производителя — Владимир Сорокин, коммерческий директор «Магнита».
  3. Дикси планируют развивать онлайн продажи через маркетплейс Ozon.
  4. Фокус Метро будет постепенно сдвигаться на B2B-сегмент и оптовые продажи — Мартин Шумахер, CEO Metro Cash & Carry в России.

Надеемся, что несмотря на все потрясения, с которых начался 2020 год, FMCG-рынку удастся от них оправиться и продолжить рост.

Подпишитесь на подборку наших материалов

Ошибка заполнения формы. Пожалуйста, проверьте правильность заполнения формы и попробуйте еще раз.

На указанную почту отправлено письмо для подтверждения email

Не удалось отправить сообщение

Пожалуйста, попробуйте связаться с нами другим способом.

+7 495 374-73-41

8 800 500-22-64

Начните получать оперативную, полную и достоверную информацию о рынке

Ошибка заполнения формы. Пожалуйста, проверьте правильность заполнения формы и попробуйте еще раз.

* — обязательные поля для получения демо-доступа.

Спасибо, ваша заявка принята

В течение нескольких минут на вашу почту будет отправлена ссылка для входа в демо-кабинет. Мы свяжемся с вами в течение рабочего дня и поможем познакомиться с платформой.

Не удалось отправить заявку на демо-доступ

Пожалуйста, попробуйте связаться с нами другим способом.

+7 495 374-73-41

8 800 500-22-64