25 марта 2020
Развитие FMCG-ритейла в 2019 году
В отличие от непредсказуемого 2020 года, 2019 год показал себя экономически стабильным — рост крупнейших российских сетей это подтверждает, а компания X5 Retail Group обогнала по темпам развития американский Amazon в рейтинге Deloitte.
Проанализировав список самых быстроразвивающихся компаний российского ритейла, мы собрали интересную информацию о российских сетях.
X5 Retail Group
По подсчетам компании Deloitte, X5 Retail Group является крупнейшим российским ритейлером и обгоняет всех российских конкурентов по темпам роста. В глобальном рейтинге топ-50 наиболее динамично развивающихся игроков X5 Retail Group занимает 11-е место с ростом выручки в 23,4% за последние пять лет.
В прошедшем году Компания открыла 3 новых распределительных центра общей площадью 81,1 тыс. кв. м. В рамках программы повышения эффективности в течение 2019 года X5 Retail Group проводили оптимизацию торговых точек — открывали новые и закрывали нерентабельные магазины:
X5 Retail Group
16 297
+1 866 ▲
Перекресток
852
+92 ▲
Пятерочка
15 354
+1 832 ▲
Карусель
91
-3 ▼
По сравнению с предыдущим годом темпы открытия магазинов в 2019 году замедлились на 19,2%, но это не помешало росту общей выручки X5 Retail Group на 13,3 %:
X5 Retail Group
17 727,7
млрд ₽
+13.3% ▲
Перекресток
273,1
млрд ₽
+18.3% ▲
Пятерочка
1 366,6
млрд ₽
+14.1% ▲
Карусель
87,3
млрд ₽
-3.8% ▼
Отрицательные показатели «Карусели» объясняются ростом давления со стороны формата магазинов «у дома», а также программой трансформации сети (распродажи в магазинах, которые планируется закрыть/передать «Перекрестку»).
Магнит
По состоянию на конец 2019 года общее количество магазинов сети составило 20 725. Торговая площадь «Магнита» увеличилась на 814 тыс. кв. м (рост на 12,7% год к году):
+2 377
магазинов
+1 195
магазинов «у дома»
+6
супермаркетов
+1 176
дрогери
Чистая розничная выручка увеличилась на 9,5% и составила 1 332,9 млрд руб. Большой рост показали оптовые продажи – на 77,4% год к году до 35,8 млрд руб. преимущественно за счет дистрибуции фармацевтических товаров.
Общая выручка
1 368,7
млрд ₽
+10.6% ▲
Магазин «у дома»
1 020,4
млрд ₽
+11.2% ▲
Супермаркеты
200
млрд ₽
-3.5% ▼
Дрогери
2,7
млрд ₽
+20.5% ▲
По итогам 2019 года чистая прибыль Магнита сократилась на 49% год к году и составила 17,1 млрд руб. Рентабельность чистой прибыли снизилась на 146 б. п. год к году до 1,3%.
Лента
Результаты работы «Ленты» в 2019 году не порадовали генерального директора Германа Тинга. Он отметил, что в 4 квартале 2019 ритейлер показал снижение выручки на 1,4% по сравнению с тем же периодом 2018 года. Однако, в целом за 2019 год сеть увеличила выручку на 1% до 417,5 млрд рублей (в 2018 г. – 413,6 млрд рублей):
+4%
розница
-53.2%
опт
Чистый убыток на фоне неденежных расходов составил 2,1 млрд рублей с отрицательной рентабельностью на уровне 0,5% по сравнению с чистой прибылью 11,7 млрд рублей и рентабельностью 2,9% в 2018 году.
Общее число магазинов «Ленты» по состоянию на 31 декабря 2019 г. составило 380:
249
+5 ▲
Гипермаркеты
131
-4 ▼
Супермаркеты
О’КЕЙ
В IV квартале 2019 года Компания произвела ребрендинг ряда существующих собственных торговых марок и расширила ассортимент товаров, в том числе сезонных, добавив в портфель марок новые SKU. На своем сайте Окей опубликовали операционные результаты 2019 года:
Общая выручка
163,1
млрд ₽
+3% ▲
Выручка «О’КЕЙ»
145,3
млрд ₽
+0.3% ▲
Выручка «Да!»
17,3
млрд ₽
+31.7% ▲
Всего
178
магазинов
«Да!»: +19 ▲
Дикси – Бристоль – Красное&Белое
В конце 2019 года три крупных игрока на рынке ритейла завершили сделку по объединению, управление осуществляется компанией «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед». По прогнозам одного из бенефициаров, Сергея Студенникова, в 2019 году общая выручка компании может составить 800 млрд рублей. С таким показателем группа выйдет на третье место по объему выручки на российском продуктовом рынке, потеснив «Ленту».
Дикси + Виктория + Мегамарт + Бристоль + Красное&Белое
13 000+
магазинов
Metro
В 2018/2019 финансовом году (завершился 30 сентября) в результате отрицательного влияния изменений валютных курсов отчетные продажи компании в России сократились на 5,4%. Менеджмент компании оценивает эти результаты положительно и планирует стабилизировать прибыль в ближайшее время: по сравнению с 7% падения продаж годом ранее это говорит о переломе негативного тренда.
Продажи
-3.3%
в рублях
Покрытие
51
регион
Количество магазинов в 2019 году
94
гипермаркета
+1
новый магазин
Глава Metro в России Мартин Шумахер сообщил, что в ближайшее время компания не планирует открывать в стране большие магазины традиционного оптового формата, но будет заниматься повышением эффективности существующих точек.
Также Metro изучает форматы меньшей площади, например, торговые точки, ориентированные на небольших трейдеров, и компактные склады, которые позволят расширить сеть доставки.
Фасоль
Дочерняя компания Metro «Фасоль» показала себя достаточно выгодным проектом, но и ее темпы развития по сравнению с 2018 годом немного снизились:
1 500
магазинов
+ 500
в 2019
+ 740
в 2018
Ашан
На официальном сайте ритейлера указано, что в России работает 311 магазинов под управлением «Ашан». Если сравнивать с данными за 2018 год, сеть расширилась на 6 магазинов. Сама компания не раскрывает данные по итогам 2019 года, однако, по оценке InfoLine, выручка Auchan на российском рынке в прошлом году упала на 13%.
По словам гендиректора российского подразделения «Ашана» Йоханнеса Толайа в 2020 году не планируется открытие новых точек. Все ресурсы компания направит на создание новой концепции сети. К 2023 году Ашан планирует разместить собственные рестораны на территории магазина, расширить ассортимент свежей продукции, подключить доставку и разместить сеть постаматов для выдачи заказов.
Выручка FMCG-сетей в 2019 году:
Сеть | Прирост выручки в 2019 году | Выручка за 2019 год |
X5 Retail Group | +12% | ₽ 1 727, 714 млрд ↗ |
Магнит | +10.6% | ₽ 1 368,7 млрд ↗ |
Дикси, Бристоль, Красное&Белое | +20.5% | ₽ 374,8 млрд ↗ |
Лента | +1% | ₽ 417,5 млрд ↗ |
Ашан | -13% | ₽ 2,65 млрд ↙ |
Metro | -5.4% | € 2,662 млрд ↙ |
Окей | +3% | ₽ 163,1 млрд ↗ |
Для закрепления полученных результатов и улучшения своих показателей многие компании запланировали масштабные изменения на 2020 год:
- X5 Retail Group станет полноценным участником рынка доставки готовой еды и составит конкуренцию «Яндекс.Еде» и Delivery Club — Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group.
- Магнит сокращает портфель собственных марок и будет развивать оставшиеся как бренд производителя — Владимир Сорокин, коммерческий директор «Магнита».
- Дикси планируют развивать онлайн продажи через маркетплейс Ozon.
- Фокус Метро будет постепенно сдвигаться на B2B-сегмент и оптовые продажи — Мартин Шумахер, CEO Metro Cash & Carry в России.
Надеемся, что несмотря на все потрясения, с которых начался 2020 год, FMCG-рынку удастся от них оправиться и продолжить рост.