Покупатель будущего
Исследовательская компания Wunderman Thompson опубликовала свежий отчет «THE FUTURE SHOPPER REPORT 2020». Анализ сделан на основе поведения покупателей из США и стран западной Европы, однако выводы исследования могут быть легко применены на российский рынок.

Где потребители ищут вдохновение для покупки?

При покупке онлайн потребители чаще всего выбирают площадки, где они смогут посмотреть сразу несколько однотипных товаров от разных производителей. Поэтому Amazon и поисковые системы более востребованы среди покупателей.
Есть ли будущее у ритейла в социальных сетях?
Придумывая новые форматы для взаимодействия с потребителем, социальные сети набирают все большую популярность у ритейлеров. 42% потребителей отмечают друзей под постами об интересном товаре или отправляют ссылку в личных сообщениях. Бренды, в свою очередь, используют социальные сети для информирования и продажи товаров.

Самые высокие продажи через соцсети — в Нидерландах 4,57%. Большую роль в этом играет возраст потребителя: почти 70% людей в возрасте старше 55 лет никогда не заказывали онлайн, в то время как в группе миллениалов такие покупки составляют 32%.
Почему потребители не хотят покупать товары на Amazon?
Не всегда местом покупки товара становится тот же источник. Определившись с выбором, покупатель ищет наиболее выгодный для себя вариант. И здесь появляется больше шансов привлечь аудиторию непосредственно на сайты брендов. Самым важным критерием для выбора остается стоимость товара, однако есть и другие причины, по которым потребители предпочтут монополисту среди маркетплейсов другие источники:
Сколько потребитель готов ждать?
Не всегда местом покупки товара становится тот же источник. Определившись с выбором, покупатель ищет наиболее выгодный для себя вариант. И здесь появляется больше шансов привлечь аудиторию непосредственно на сайты брендов. Самым важным критерием для выбора остается стоимость товара, однако есть и другие причины, по которым потребители предпочтут монополисту среди маркетплейсов другие источники:
Какие каналы продаж наиболее эффективны для ритейла?
Человек — сложное существо, поведение которого не всегда можно предугадать, а покупка часто бывает импульсивным действием. На рынке eCommerce потребителям доступен огромный выбор товаров и услуг. Самый обширный ассортимент готовы предложить маркетплейсы и за счет этого они наиболее популярны среди клиентов. Поисковые системы и розничные продавцы, которые собирают данные и продают широкий ассортимент товаров, являются следующей сильнейшей группой, подкрепляющей идею о том, что потребители хотят простоты, скорости и удобства. Это подтверждает теорию о том, что бренды должны эффективно работать по всем каналам, чтобы гарантировать, что потребители смогут найти их везде.

Чуть более половины онлайн-покупателей (51%) отдают предпочтение ритейлерам и брендам, которые имеют как физические, так и онлайн магазины. В прошлом году этот показатель был 48%.

Это хорошая новость для компаний, которые инвестировали в оба направления: онлайн и офлайн. Но важно помнить, что более половины (52%) желают, чтобы бренды были более инновационными в том, как они используют современные цифровые технологии. Это могут быть виртуальные примерочные, видео-продажи, увеличение возможностей для самообслуживания, внедрение бесконтактной доставки и расширенная сеть пунктов оформления и выдачи заказов.

Джеймс Вестеби, управляющий директор Wunderman Thompson Commerce в Великобритании, прокомментировал перспективу развития омниканальности:

«Благодаря многолетнему консалтингу в области электронной коммерции, Wunderman Thompson Commerce часто обнаруживает, что организации могут быть слишком сосредоточены на небольшом количестве каналов электронной коммерции. Это создает риск. Вместо этого мы считаем, что организациям необходимо рассмотреть, как они работают по четырем основным каналам — рынкам, розничным торговцам, непосредственным потребителям и социальным сетям. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Только анализируя собственную отрасль, свой бизнес и свои собственные возможности в рамках этой сбалансированной стратегии, компании могут убедиться, что они рассмотрели все возможности, открытые для них. С помощью этого анализа они могут точно определить, какие каналы необходимо набрать, а какие — нет».

Омниканальность и бесшовный потребительский опыт имеют большое значение для покупателя, а значит напрямую влияют на прибыль компании. Несмотря на то, что последнее время онлайн все больше замещает розничную торговлю, офлайн продажи также остаются востребованными среди потребителей.
Ситуация в России
Российский рынок интернет-торговли продолжает динамично расти — в 2019 году продажи выросли на 18% по сравнению с 2018 годом, превысив 2 трлн рублей. Основным драйвером роста стало увеличение количества заказов на 21%, потребители стали покупать чаще онлайн, а средний чек уменьшился на 3%

Несмотря на динамичный рост российского рынка в последние годы, по уровню проникновения интернет-торговли Россия отстает не только от США, Западной Европы и Китая, но и от многих стран Восточной Европы, Латинской Америки и Азии.

В 2019 году в России на онлайн-торговлю, по оценкам НИУ ВШЭ, пришлось 5,8% розничного товарооборота, более чем в два раза меньше средних по миру показателей, которые в 2019 году составили 13,7%.

В отличие от мирового рынка торговли, российский ритейл значительно отстает по темпам роста в eCommerce. В нашей стране офлайн и онлайн очень тесно связаны между собой, поэтому Россия не скоро сможет отказаться от традиционной торговли. Однако темпы роста интернет-рынка резко увеличились под влиянием событий 2020 года.

По прогнозам Data Insights эффект от пандемии сохранится до 2024 года. Влияние внешних факторов на рост онлайн-торговли в России составит не менее 6% в среднем в год до 2024 года. Совокупный дополнительный прирост за счет факторов пандемии за эти годы составит 4,4 трлн рублей из 23,3 трлн рублей общего объема рынка за эти годы.
Тренды 2023 года
Многие эксперты уже опубликовали тренды предстоящего года, представляем некоторые из них:
  • Стремительный рост e-commerce
  • Маркетплейсы продолжат своё развитие, дополнительными каналами станут соцсети
  • Социальная коммерция станет новым каналом продаж
  • Брендовые магазины сохранят свои позиции в силу уникальности товара
  • Произойдёт рост вложений в продвижение на маркетплейсах
  • Интернет-магазины будут развивать собственную систему доставки
  • Роботизация и чат-боты
  • Внедрение технологий дополненной реальности
  • Использование динамического ценообразования
Подробнее о трендах 2023 года читайте в статье:

Хочу получать новые статьи раз в месяц