Маркетплейсы: что покупают россияне и почему
За что покупатели выбирают маркетплейсы
Согласно данным исследования Data Insight «Покупки россиян на маркетплейсах» покупки на маркетплейсах совершает более половины интернет-пользователей России. В августе 2020 года 51% респондентов покупали что-нибудь на крупных интернет-площадках.

За что покупатели выбирают маркетплейсы

Самым главным фактором выбора онлайн-площадки для покупателей является цена. Это отметили 72% опрошенных. Также для потребителей наиболее важно удобство получения заказа, скорость доставки, качество товаров и разнообразие ассортимента.

По мнению респондентов маркетплейсы выигрывают по сравнению с интернет-магазинами, в первую очередь, по таким критериям, как уровень цен, количество акций и распродаж, наличие реальных отзывов, широта ассортимента и удобство получения заказа. По такому важному критерию, как скорость доставки, интернет-магазины тоже уступают крупным онлайн-площадкам.

Самыми популярными маркетплейсами, по мнению россиян, оказались AliExpress, Ozon, Wildberries, СберМегаМаркет и Яндекс.Маркет. У каждого из них свои преимущества.

AliExpress больше всего нравится покупателям благодаря своим ценам, широкому ассортименту и постоянным акциям и распродажам. Wildberries и Ozon покупатели считают лучшими по удобству получения заказа, объёму ассортимента, удобству выбора товара и срокам доставки. Яндекс. Маркет выбирают за удобство доставки, скидки и ассортимент, СберМегаМаркет — за скидки, доставку и интересные предложения.

В третьем квартале 2021 года клиентская база OZON составила 21,3 млн активных пользователей. С начала 2021 года к платформе присоединилось около 40 000 продавцов, также маркетплейс предоставил доступ самозанятым. Это должно еще больше расширить ассортимент платформы.
В третьем квартале мы установили новый рекорд — рост заказов составил 239%, это седьмой квартал подряд, когда динамика показателя превышает 100%. А на прошлой неделе мы достигли нового рубежа — 1 миллион заказов в день
Что покупают на маркетплейсах
Потребители чаще всего приобретают на маркетплейсах электронику, одежду и обувь для взрослых, товары для дома и дачи, косметику и детские товары. Каждый седьмой онлайн-покупатель заказывает в интернете еду, которую сейчас продают все маркетплейсы.

Согласно данным Romir маркетплейсы набирают популярность как сервисы доставки продуктов. Среди онлайн-сервисов, которые доставляют продовольственные товары, самый популярный — Wildberries. В 2021 году его индекс заметности среди россиян составил 83%. На втором месте по популярности у покупателей — Ozon Express (75%), на третьем — СберМаркет (72%). Четвертое место занимает Яндекс. Маркет (71%).
Мы отдельно рассмотрели группу онлайн-сервисов в сегменте доставки продуктов, так как многие известные маркетплейсы в последнее время начали активно развивать эту опцию. И, как видим, те, кто был достаточно известен как маркетплейсы непродовольственных товаров, стали завоевывать внимание потребителей и в новом для себя сегменте доставки продуктов питания. Показателен пример брендов Wildberries и Яндекс, причем, несмотря на работу специализированного ресурса Яндекс. Лавка, бренд Яндекс. Маркет настолько силен, что покупатели его хорошо идентифицируют и с доставкой продуктов
Покупатели Wildberries чаще всего приобретают на платформе товары из категории одежда и обувь, а также косметику и детские товары. На Ozon большим спросом пользуются товары для дома и дачи, электроника и техника, косметика и парфюмерия. Пользователи AliExpress чаще всего покупают на маркетплейсе электронику и технику, товары для дома и дачи, а также одежду и обувь. На Яндекс. Маркет покупатели обычно заказывают товары для дома и дачи и продукты питания, а также электронику и технику. В СберМегаМаркет среди пользователей платформы наиболее популярны те же самые категории товаров: товары для дома и дачи, продукты питания, электроника и техника.

Таким образом, мы видим, что покупатели различных маркетплейсов чаще всего приобретают там товары для дома и дачи, электронику и технику, одежду и обувь для взрослых, продукты питания, косметику и парфюмерию, детские товары.
Портрет покупателя маркетплейса
Среди пользователей маркетплейсов жители городов составляют 59%, жители Москвы — 16%. Быстрее всего аудитория увеличивается за счет новых покупателей из региональных центров, прирост составил +6 п.п. за год.

Более половины покупателей маркетплейсов — это люди в возрасте от 25 до 44 лет. Потребители в возрасте от 45 до 54 лет составляют 19% пользователей, а от 55 до 64 лет — 17%.
Тренды 2023 года
Многие эксперты уже опубликовали тренды предстоящего года, представляем некоторые из них:
  • Стремительный рост e-commerce
  • Маркетплейсы продолжат своё развитие, дополнительными каналами станут соцсети
  • Социальная коммерция станет новым каналом продаж
  • Брендовые магазины сохранят свои позиции в силу уникальности товара
  • Произойдёт рост вложений в продвижение на маркетплейсах
  • Интернет-магазины будут развивать собственную систему доставки
  • Роботизация и чат-боты
  • Внедрение технологий дополненной реальности
  • Использование динамического ценообразования
Подробнее о трендах 2023 года читайте в статье:

Хочу получать новые статьи раз в месяц