Как развивались мировые маркетплейсы в 2020 году?
В 2020 году произошло стремительное развитие электронной торговли. На конференции Ecom Retail Week, проходившей в рамках форума «Неделя ритейла-2020», эксперты сделали прогноз, что в России к 2024 году доля e-commerce в ритейле вырастет до 19%, а половина онлайн продаж будет принадлежать маркетплейсам. Крупные площадки становятся ключевыми участниками рынка электронной торговли, их популярность растет.

Marketplace Pulse назвал 2020 год лучшим для маркетплейсов за более чем 10 лет. Он проанализировал 7 крупных маркетплейсов США и оценил результаты их работы в 2020 году.

Etsy, Walmart и Amazon стали победителями. Каждый из них увеличил объем продаж, добавил больше продавцов и укрепил свою долю на рынке. Маркетплейс Target рос быстрее всех, но небольшое количество селлеров затрудняет его сравнение с более крупными площадками. Google Shopping, Wish и eBay проигрывают.

Amazon

В 2020 году продавцы маркетплейса Amazon реализовали товаров на сумму $ 295 млрд, что на $ 95 млрд больше, чем в 2019 году. Продажи самого Amazon выросли на $ 45 млрд за год и составили $ 180 млрд. По предварительным оценкам, общий объем оборота товаров (GMV) Amazon вырос с $ 335 млрд в 2019 году до $ 475 млрд в 2020 году. Рост GMV составил 42%, в то время как собственные продажи Amazon выросли на 35%, а объем продаж продавцов его маркетплейса — на 47%. В 2020 году на долю сторонних селлеров в общем объеме продаж пришлось 62% оборота.

«Продажи сторонних компаний в этом квартале снова росли быстрее, чем продажи Amazon в первом квартале», — подтвердил Джефф Безос, генеральный директор Amazon, обсуждая результаты 2 квартала 2020 года.
Влияние COVID
Спрос на товары первой необходимости, такие как туалетная бумага, дезинфицирующие средства, медицинские маски и т. д., достиг пика в марте. Чтобы сократить продажи на Amazon, компания удалила собственные рекомендации и список самых покупаемых товаров, перестала принимать новые купоны на скидки от продавцов. Брайан Олсавски, финансовый директор Amazon, сказал, что для управления спросом компания примерно на треть сократила маркетинг во 2 квартале. Эти изменения нужны были для того, чтобы снизить количество покупок на Amazon. Компания сосредоточилась на товарах первой необходимости и предметах повышенного спроса.

«Обычно мы хотим продать как можно больше, но сейчас вся наша сеть настолько заполнена дезинфицирующими средствами для рук и туалетной бумагой, что у нас нет возможности обслуживать другой спрос», — сказал сотрудник Amazon, цитируемый The Wall Street Journal.

В мае покупатели Amazon оставили рекордный за все время миллион негативных отзывов. Основная причина — задержка доставки покупок — указана в 49% отзывов.
Рост Amazon
Рост числа продавцов на Amazon не ускорилось, несмотря на бум продаж во время пандемии. В 2020 году к Amazon присоединились более 1,3 млн новых продавцов. Маркетплейс продолжает добавлять 3500 новых продавцов каждый день, или 146 — каждый час, или по два — каждую минуту. И все же эти цифры выглядят точно так же, как и за последние три года.

К концу 2020 года доля ведущих продавцов Amazon из Китая достигла рекордного уровня в 42%. В таких странах, как Франция, Италия, Испания, Мексика и Канада, доля Китая превышает долю местных продавцов. Ни один международный рынок, за исключением Китая, не представляет более 1% продаж на рынке США, хотя есть еще более 10 000 продавцов из девяти стран — Канада, Великобритания, Индия, Япония, Австралия, Вьетнам, Таиланд, Южная Корея и Украина. С марта более половины новых продавцов на Amazon в США были из Китая.

В марте 2020 года маркетплейс Amazon заработал в Нидерландах. На презентации присутствовали более тысячи местных ритейлеров и более 30 тыс продавцов по всему миру. Amazon продает электронные книги для Amazon Kindle в Нидерландах с 2014 года, а также предоставляет доступ к 3 млн товаров от Amazon. de с 2016 года.

В июне 2020 года Amazon стартовал в Саудовской Аравии, заменив собой Souq.com — крупнейшую платформу электронной коммерции в арабском мире.

В октябре 2020 года Amazon начал работать в Швеции. Меньше сотни шведских компаний присоединились к рынку, но более 40 тыс продавцов по всему миру присутствовали на открытии.

40 тыс продавцов на шведском старте — это больше, чем на любом предыдущем новом рынке Amazon. При запуске в новых европейских странах Amazon использует продавцов, которых он привлек в других странах. Большинство продавцов на шведском рынке были из Китая, Германии, Великобритании, Италии, Испании и Франции. Стоимость запуска в новых странах для Amazon постоянно снижается. Это означает, что Amazon может выйти на рынки, которые ранее считал слишком маленькими.

На сегодняшний день у компании работают 18 площадок в разных странах мира.
Etsy
Etsy стал лидером по приросту в процентном отношении, маркетплейс почти удвоил общий объем оборота товаров (GMV) в 2020 году. Этот показатель достиг уровня, до которого он не поднялся бы по крайней мере в течение трех лет. Такой рост стал возможным благодаря спросу на маски для лица.

3 апреля, когда Белый дом объявил, что американцы должны носить маски, Etsy отправила push-уведомления своим продавцам. Сотни тысяч существующих и новых селлеров стали продавать маски для лица. «Я проснулся и обнаружил, что это было похоже на Киберпонедельник», — сказал Financial Times генеральный директор Etsy Джош Сильверман. «Но всем в мире нужен был только один товар.» Этим товаром были маски для лица.

Маркетплейс вступил в период роста, которого не видел уже много лет. В апреле «маска для лица» была самым часто используемым термином на Etsy. Покупатели приобретали не только маски для лица, но и другие товары. Тогда продавцы нахлынули, чтобы предложить их.

Компания продала масок на $ 346 млн во втором квартале и на $ 264 млн в третьем. Продажи масок обеспечили 20−25% роста GMV. Они оказали наибольшее влияние, привлекая больше покупателей на рынок, что заставляло большее число продавцов присоединяться. Etsy использовала растущий спрос на маски для лица, чтобы ускорить рост продаж других своих товаров.
В
2020 году к Etsy присоединились 1,9 млн новых продавцов. Заметное ускорение началось в апреле. Во второй половине года ежемесячно добавлялось 200 000 новых продавцов, что более чем вдвое больше, чем до начала пандемии. Новые продавцы увеличили размер каталога с 60 млн до 80 млн товаров.
Walmart
Walmart в 2020 году нарастил общий объем оборота товаров (GMV) более чем вдвое. В третьем квартале продажи на маркетплейсе выросли «втрое» (более чем на 100%), в то время как общие онлайн-продажи — на 79%. Продажи маркетплейса во втором квартале также выросли как минимум на 100%.
В июне Walmart объявил о партнерстве с Shopify и уже к концу месяца добавил на маркетплейс 1200 магазинов.

Маркетплейс Walmart вырос вдвое с 2019 года и насчитывает около 70 000 продавцов. Партнерство с Shopify ускорило его рост. Несмотря на продолжающееся увеличение числа продавцов, общий размер каталога уменьшился на 5 млн позиций. Сокращение произошло из-за того, что несколько крупных продавцов исключили свои товары. На маркетплейс по-прежнему приходится 90% от всего ассортимента.
Маркетплейс Target
25 февраля 2019 года компания запустила маркетплейс под названием Target+, который включал 30 селлеров и 60 000 продуктов. Маркетплейс Target доступен только по приглашению, то есть продавцы и бренды выбираются компанией в отличие от других открытых маркетплейсов.

Почти за 2 года с момента запуска маркетплейс Target вырос до 255 продавцов и 165 000 товаров. Ассортимент Target расширили американские селлеры. Некоторые из них сообщили о впечатляющих показателях роста. Однако в целом маркетплейс остается крошечным экспериментом для Target.
Ebay
Общий объем оборота товаров eBay вырос на 26% во втором квартале и на 22% в третьем квартале, что значительно выше среднего показателя в 2% за последние 13 кварталов. После снижения продаж в 2019 — начале 2020 года пандемия заставила покупателей вновь открыть для себя маркетплейс eBay.

Количество доступных товаров и количество селлеров на eBay существенно не увеличилось. Однако увеличение числа покупателей привело к повышению общей ликвидности маркетплейса.
В 2020 году eBay продал товаров на сумму более $ 90 млрд. Но несмотря на рост продаж впервые после многих лет застоя, eBay уступал рынку — рост e-commerce в США был быстрее, чем показатели eBay. Shopify обработал больше транзакций во 2 квартале, чем eBay. При этом маркетплейс Shopify не сопоставим с eBay, 5 лет назад Shopify был в десять раз меньше, чем eBay. Маркетплейс eBay выиграл от всплеска онлайн-покупок в 2020 году, но вряд ли сохранит эту динамику.
Wish
Маркетплейс Wish запущен в 2011 году и нацелен на клиентов, приоритетом для которых являются низкие цены. Wish — одно из самых загружаемых приложений как для iPhone, так и для Android. В декабре 2020 года Wish стала публичной компанией.

«Сегодня большинство наших продавцов из Китая», — сообщает Wish. Маркетплейс ориентирован на них из-за способности китайских селлеров «продавать качественные продукты по конкурентоспособным ценам». Однако в 2020 году компания активно привлекала продавцов за пределами Китая: «число продавцов на нашей платформе в Северной Америке, Европе и Латинской Америке выросло примерно на 234% с 2019 года, а количество селлеров в США — примерно на 268%.» Только 45% продавцов, присоединившихся в 2020 году, были китайскими. Тем не менее более 90% активных продавцов на Wish все еще из Китая.
Выручка маркетплейса Wish от комиссии за каждую транзакцию выросла больше всего во 2-ом квартале 2020 года. 1-ый квартал имел отрицательный рост, а 3-ий квартал был намного медленнее 2-ого.

Компания объяснила спад в 1-ом квартале тем, что «в январе и феврале 2020 года предприятия по всему Китаю пострадали от первоначальной вспышки COVID-19 еще до того, как вирус распространился по всему миру, и многие предприятия закрылись.» Ко 2-ому кварталу продажи в Китае возобновились, и Wish также выиграл от увеличения общего спроса.

Однако у маркетплейса были проблемы с доставкой покупок, что повлияло на привлечение и удержание покупателей в 3-ем квартале. Во 2-ом квартале 2020 года в США средний срок доставки до двери составлял 62 дня, а в 3-ем квартале — сократился до 22 дней.
Google Shopping
В июле Google объявила, что предпримет шаги, чтобы привлечь больше продавцов и товаров и снизила комиссионные сборы до нуля. Однако заметного ускорения роста числа продавцов не произошло. Маркетплейс удвоил число продавцов по сравнению с 2019 годом, но сохранил прежний темп роста.

Билл Рэди, коммерческий директор Google, написал, что убрав комиссионные сборы, компания снижает стоимость ведения бизнеса и упрощает торговлю непосредственно в Google. Эти изменения делают Buy on Google единственным маркетплейсом в США с нулевой комиссией. Сборы на других рынках колеблются от 5 до 15%.
Buy on Google — торговая площадка внутри Google Shopping, где клиенты регистрируются, не выходя из Google. Клиенты видят товары, переходя непосредственно на вкладку покупки в приложении Google Shopping или просматривая поисковые объявления Google. Однако немногие клиенты знают о Google Shopping и еще меньше совершают покупки в Google. Нулевые проценты сборов с крошечных продаж вместо 15% — это небольшая разница. Комиссия маркетплейса не является проблемой для большинства продавцов. Проблема заключается в привлечении клиентов. У Google нет решения для этого. Компания продолжает наращивать предложение, добавляя больше продавцов, но мало что делает для создания спроса.

«В мире изобилия способность агрегировать спрос имеет большую ценность, чем способность создавать предложение», — писал Бен Томпсон из Stratechery. Самый ценный актив — это покупатели, а не предложение товаров. Маркетплейсы тратят на привлечение продавцов и расширение ассортимента много усилий. В то время как более важным является стимулирование спроса. Маркетплейсы не конкурируют за продавцов — они конкурируют за покупателей.

Это становится очевидным при сравнении Google Shopping с Amazon. Google Shopping работает над соответствием ассортимента товарам на Amazon, но покупатели не откажутся от Amazon только потому, что у Google теперь есть те же продукты. Маркетплейсы приближаются к тому, что имеют идентичный ассортимент.

Хочу получать новые статьи раз в месяц