Блог Metacommerce

Мониторинг рынка цен на товары

В условиях современного рынка одну и ту же продукцию предлагают десятки компаний, каждая из которых борется за покупателя. Чем выше эластичность спроса по цене, тем важнее учитывать фактор стоимости на товары в конкурентной борьбе.

Чтобы устанавливать правильные цены на продукцию в правильное время компании используют динамическое ценообразование. Этот подход основан на гибком изменении стратегий и тактик колебания цен с учетом событий на рынке, данных статистики и целей по доле рынка и уровню маржинальности. Ключевым элементом системы динамического ценообразования является мониторинг цен на товары. Он представляет собой сбор информации об ассортименте и стоимости продукции, представленной на рынке.

Мониторинг цен необходим онлайн- и офлайн-магазинам, поставщикам и производителям практически любых товаров. Исключение могут составлять продукты, не имеющие аналогов, например, произведения искусства или изделия военно-промышленного комплекса.

Если раньше мониторинг был трудозатратен из-за необходимости использования ручного труда, а большое время на обработку данных не позволяло считать их достоверными, то с развитием технологий появилась возможность мониторить сотни тысяч позиций практически в режиме онлайн.

По товарам могут быть собраны любые сведения, доступные человеческому глазу:

  • наличие продукции;
  • текущая стоимость;
  • стоимость со скидкой;
  • рейтинги, отзывы и так далее.

Для мониторинга цен на товары на рынке используются следующие источники:

  • интернет-магазины;
  • маркетплейсы;
  • мобильные приложения;
  • розничные магазины;
  • прайс-листы поставщиков.

Этапы мониторинга цен

  • Сбор данных.
    При получении данных обычно выделяют два крупных направления мониторинга:

    • Цифровые источники. Для этого применяется парсинг и граббинг, позволяющий получить информацию с сайтов или файлов по заданным алгоритмам. Робот эмулирует поведение обычного покупателя и собирает доступную информацию. При этом, с учетом увеличения количества ботов, сайты защищаются от парсинга и блокируют подозрительные IP-адреса. «Гонка вооружений» ведется 24/7. При сборе информации с маркетплейсов необходимо учитывать, что в России нет безусловного лидера рынка наподобие Amazon. Представленность товаров на том или ином маркетплейсе не может отражать ситуацию на всем рынке.
    • Розничные магазины. В большинстве случаев мониторинг цен может быть проведен в интернете — с усилением борьбы за потребителя офлайн-ритейлеры размещают информацию о ценах и количестве доступного товара в своих розничных магазинах на сайтах. При недоступности такой информации её могут добыть аудиторы. Здесь без человека не обойтись, поскольку по-другому легально достать информацию невозможно. Способ сбора с использованием человека более трудозатратен, однако для некоторых сфер, таких как продуктовый ритейл, он является единственно возможным.
  • Сопоставление товаров. В разных источниках одна и та же продукция может называться по-разному. Поэтому ее необходимо сопоставить и классифицировать. Экспертные статистические системы нечеткого поиска позволяют автоматически сопоставлять товары с высоким качеством по нескольким параметрам, учитывая сокращения, словоформы, изображения, проверкам по цене и другим аспектам. Похожая технология используется в почтовых сервисах, где система принимает решение о том, является ли входящее письмо спамом или нет.
  • Обмен данными. Результаты мониторинга рыночных цен на товары должны предоставляться в требуемом вам виде в зависимости от стоящих целей. При обработке больших объемов используется передача данных через API, при работе с небольшим количеством позиций удобно использовать веб-интерфейс, а, например, при необходимости своевременно реагировать на снижение цен платформа должна высылать уведомление на email со ссылкой на кеш страницы товара в качестве подтверждения.

Параметры для выбора систем мониторинга цен на товары

  • Источники получения информации. Интернет или розница — выбор источника является основополагающим фактором. При необходимости мониторинга розничных магазинов задачу упрощают недорогие мобильные телефоны с качественными камерами и нейросети, позволяющие самостоятельно определять необходимую информацию на фотографиях аудиторов. Фотосъемка полок увеличивает производительность человека в 6 раз по сравнению с процессом поиска необходимого товара и ручным внесением данных.
  • Полнота мониторинга параметров и опций товаров. Большинство сервисов предоставляют данные о единственном параметре товара – его цене. При этом информация собирается исходя из единожды заданной ссылки. По нашей оценке ротация товаров на крупнейших российских площадках составляет в среднем 1000 позиций в день. С ее учетом наилучшим решением является сбор сайта целиком и последующей обработкой всех полученных данных.
  • Автоматическое сопоставление товаров. Сведения о товарах должны быть обработаны и сопоставлены между собой. Это наиболее трудоемкий процесс, который подвержен большому количеству ошибок. Они вызваны тем, что не все игроки рынка используют единую систему артикулов, позволяющих однозначно сопоставить товары между собой.
  • Ассортиментный анализ. Информация с сайтов сопоставляется с вашей товарной матрицей, однако несопоставленные товары также играют важную роль в конкурентной борьбе. Данный «хвост» можно классифицировать по категориям и использовать для анализа глубины и ширины категорий в целом. Это позволит определить возможный дефицит или профицит количества позиций, а также пересмотреть ценовое позиционирование по всей категории товаров.

Автоматизированный мониторинг рынка цен на товары обязателен при работе с большими объемами информации. Платформы собирают данные, обрабатывают и сопоставляют их, а затем предоставляют в удобном виде. Экономия достигается за счет сокращения издержек на ручной мониторинг, а также за счет получения оперативной и достоверной информации, помогающей увеличивать прибыль в сравнении с конкурентами.

Как использовать результаты мониторинга цен

Полученные данные могут быть использованы для:

  • разработки стратегии ценообразования;
  • анализа новинок и акционных предложений;
  • определения эластичности спроса по цене;
  • прогнозирования изменения стоимости товаров;
  • определения сезонных колебаний;
  • поиска лучших поставщиков.

Таким образом, с учетом развития конкуренции, информация о товарах на рынке способствует принятию правильных решений, которые в дальнейшем приводят к увеличению оборота и повышению маржинальности продаж.

Подпишитесь на подборку наших материалов

Ошибка заполнения формы. Пожалуйста, проверьте правильность заполнения формы и попробуйте еще раз.

На указанную почту отправлено письмо для подтверждения email

Не удалось отправить сообщение

Пожалуйста, попробуйте связаться с нами другим способом.

+7 495 374-73-41

8 800 500-22-64

Начните получать оперативную, полную и достоверную информацию о рынке

Ошибка заполнения формы. Пожалуйста, проверьте правильность заполнения формы и попробуйте еще раз.

* — обязательные для заполнения поля.

Заявка отправлена успешно

Спасибо. С вами свяжутся в течение рабочего дня.

Не удалось отправить сообщение

Пожалуйста, попробуйте связаться с нами другим способом.

+7 495 374-73-41

8 800 500-22-64