23 марта 2021
Нужен ли вам мониторинг цен?
Пандемия COVID привела не только к росту онлайн торговли, но и к изменению потребительского поведения. В 2021, как и в 2020 году, многие россияне стараются экономить и уделяют большое внимание ценам, скидкам и промоакциям. Покупатели становятся умнее и практичнее, они везде ищут свою выгоду.
Компании, которые не успели адаптироваться к этим изменениям, теряют продажи. Игрокам потребительского сектора стоит обращать больше внимания на ценообразование, чтобы не остаться без покупателей.
Один из ключевых факторов покупки — цена
Согласно исследованию PwC «Трансформация потребителя», цена — это основной драйвер покупки.

Исследование Criteo «Как изменились потребительские привычки россиян в период социального дистанцирования» показывает, что цена является одним из главных факторов лояльности у новых клиентов.

Тренд на поиск выгоды у сегодняшних потребителей присутствует в онлайн и офлайн каналах.
Для онлайн-продаж
На маркетплейсах покупатели самостоятельно фильтруют товары по цене и могут увидеть наиболее выгодные предложения. При покупке в интернет-магазине они сначала сравнивают цены и выбирают лучшее предложение на рынке.
Исследование компанией PwC потребительского поведения за 2020 год показало, что 61% покупателей выбирают онлайн-каналы именно из-за возможности сравнить цены:

По данным ежегодного опроса Яндекс.Маркета и GfK Rus главная причина покупать онлайн для россиян в 2020 году — возможность сравнивать цены и искать выгодные предложения.

Самые распространённые действия перед покупкой — чтение отзывов (31,5 % опрошенных), сравнение похожих товаров (29 %) и цен на них в разных магазинах (28 %).
Исследования показывают, что большая часть онлайн покупателей сравнивает цены перед покупкой. Покупатели изменились, они не хотят переплачивать за один и тот же товар, задача сэкономить стоит на 1 месте.
Согласно внутренним данным Яндекс.Маркет 80% трафика (а значит, и покупателей) достаются предложению с лучшей ценой. Это значит, что продавцы с ценами выше рынка теряют 80% продаж.
Для розничных продаж
По данным исследования Data Insight и IDRF’20 “Изменения покупательского поведения онлайн” 68% покупателей смотрят цены в интернете до покупки офлайн, а 50% — ищут там скидки.

Нередко происходит так, что покупатель приходит в розничный магазин, чтобы потрогать товар, увидеть его в живую, расспросить консультанта, но не покупает. Тут же, стоя перед прилавком, он вбивает этот товар в поиск на Яндекс.Маркет и ищет более выгодное предложение по цене. Если он находит такое предложение и другие условия — доставка, оплата, репутация магазина – его устраивают, то потребитель заказывает товар в интернете. Розничный магазин теряет продажи.
Мы рассмотрели поведение покупателей в России, в мире эта тенденция — поиск предложения по меньшей цене — развита еще сильнее. По данным Salesforce 85% покупателей сравнивают цены самостоятельно на разных сайтах при покупке онлайн, а 79% покупателей проводят сравнение цен в интернете при покупке в торговой точке.
Таким образом, мы видим, что покупатели сами мониторят рынок онлайн и офлайн и выбирают минимальную цену, учитывая доверие к магазину. Тренд, ставший уже привычным многим покупателям — сравнение цен на интересующие товары — набирает обороты.
Что будет, если игнорировать эту тенденцию и не сравнивать свое предложение с предложением конкурентов?
В краткосрочном периоде — это уменьшение объема продаж. В долгосрочном — потеря лояльности покупателей и репутации магазина. Если потребитель 1-2-3 раза сравнил цены на товары и в одном и том же магазине они всегда были выше рынка, то у него появляется ассоциация, что этот магазин «дорогой», цены здесь завышены. Никому не хочется быть необоснованно дорогим игроком на рынке. В будущем придется потратить много усилий и средств, чтобы изменить мнение покупателей.
На данный момент преимущество получают те компании, которые могут предложить потребителям наиболее привлекательную цену. Для того, чтобы увеличить продажи и привлечь больше лояльных покупателей, нужно понимать, какие цены действуют на рынке и ценообразовываться в соответствии с этим. Мониторинг цен помогает увидеть, как ваше предложение выглядит против аналогичных предложений конкурентов.
Потребители мониторят цены, чтобы купить выгодней и сэкономить, ритейлерам и брендам стоит следить за ценами конкурентов, чтобы сделать это выгодное предложение, привлечь и удержать покупателей.