Блог Metacommerce

Экономика Рунета в новых условиях

В рамках главной аналитической панели Российского Интернет-Форума (РИФ+КИБ), которая впервые прошла в онлайн-формате 15 апреля, исследовательская компания РАЭК презентовала результаты исследования «Экономика Рунета 2019-2020». Делимся с вами самыми интересными тенденциями и цифрами.

РАЭК использовали отраслевой подход к описанию и измерению «Экосистемы цифровой экономики России» и «Экономики Рунета».

Цели исследования:

  1. Систематизация и обобщение данных о текущем состоянии экономики интернета в России; 
  2. Выявление тенденций и определение перспектив развития российского сегмента Сети;
  3. Оценка уровня развития российского интернет-рынка на мировом фоне;
  4. Влияние интернета на смежные отрасли.

Исследование экосистемы цифровой экономики было проведено по методике Хабов, Срезов и Уровней с ежегодным измерением ее основных составляющих.

7 хабов

10 срезов

1. Государство и общество;
2. Маркетинг и реклама;
3. Финансы и торговля;
4. Инфраструктура и связь;
5. Медиа и развлечения;
6. Кибербезопасность;
7. Образование и кадры.

1. Аналитика и данные;
2. Бизнес-модели;
3. Разработка, дизайн, интерфейсы, юзабилити;
4. Интернет вещей;
5. Mobile;
6. Гаджеты и железо;
7. AI и BIG Data;
8. Регулирование;
9. Платформы;
10. Стартапы и инвестиции.

Главные выводы

Вклад экономики Рунета в экономику России в 2019 году составил 6,4 трлн. рублей, а рост основных сегментов по сравнению с 2018 годом составил 19%.

6.4 трлн ₽

4 172 млрд ₽

электронная коммерция

126.8 млрд ₽

инфраструктура и связь

314 млрд ₽

маркетинг и реклама

85.7 млрд ₽

медиа и развлечения

Четыре сценария развития Рунета:

Инновационный

до 2014 года

Негативный

2014-2015

Стабилизационный

2016-2019

Кризисный

2020- ?

формирование рынков и резкий рост до 50% в год влияние кризиса 2014-2015 годов, двукратное снижение темпов роста до 6-10% восстановление после кризиса, переход к устойчивому росту в среднем на 15-20% в год рост до 6%

В 2020 году наиболее вероятна реализация негативного или кризисного сценариев, что обусловлено влиянием внешних факторов:

  1. Пандемия COVID-19;
  2. Падение курса рубля;
  3. Глобальное переформатирование экономики и общественных отношений;
  4. Политика. 

Скорость происходящих изменений пока не позволяет дать точные прогнозы. Эксперты опасаются, что экономический кризис будет намного глубже кризиса в 2014-2015 годов.

На фоне внешних факторов мир все глубже погружается в онлайн. В феврале 2020 года Mediascope зафиксировала значительный прирост населения в сети по сравнению с тем же периодом прошлого года:

Аудитория Рунета составила 79% населения России — 96.7 млн человек

+4.2%

рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

90%

пользователей интернета выходят в сеть каждый день

70.5%

населения страны (86.2 млн человек) — аудитория мобильного интернета

Мобильный

телефон — основной источник трафика, десктоп продолжает терять аудиторию

Прогнозы развития экономики России в 2020 году

Эксперты РАЭК выделили по 2 сценария в каждом из исследуемых сегментов:

  1. Сценарий «до событий марта 2020» — прирост до 20% в зависимости от сегмента;
  2. Сценарий «с учетом событий марта-апреля 2020» — прирост до 10% в зависимости от сегмента.

Также были выявлены ожидаемые негативные тенденции и факторы поддержки по обоим сценариям на 2020 год:

Маркетинг и реклама

Ожидаемые негативные тенденции:

  • отказ от рекламных размещений либо перенос рекламных кампаний на более поздние сроки
  • отказ от экспериментов с рекламными форматами, переориентация бюджетов на более дешевый инвентарь
  • наиболее сильное падение ожидается на рынке медийной рекламы

Факторы поддержки:

  • повышение доступности рекламных кампаний за счет дешевого инвентаря
  • востребованность контекстной рекламы и других Performance-форматов
  • перенос рекламных кампаний из офлайна в онлайн
  • рост рекламной активности со стороны наименее затронутых кризисом игроков (онлайн-обучение, фуд-ритейл и доставка готовой еды, сервисы с развлекательным контентом)

Электронная коммерция

Ожидаемые негативные тенденции:

  • падение количества заказов и величины среднего чека. Товарные категории в группе риска: одежда и обувь, товары для отдыха и путешествий, бытовая и аудио/видео техника. Наименьшее снижение ожидается по группам товаров “первой необходимости”: продукты питания и доставка готовой еды, товары для здоровья, детские товары, зоотовары
  • перебои с поставками товаров из-за рубежа и существенное повышение их стоимости
  • нулевая или отрицательная динамика рынка онлайн-тревел, транспортных услуг

Факторы поддержки:

  • сохранение спроса на отдельные группы товаров
  • снятие ограничений на дистанционную торговлю лекарственными средствами
  • формирование привычки к онлайн-покупкам
  • C2C-коммерция
  • онлайн-образование и дистанционное обучение
  • рост доли безналичных платежей

Инфраструктура

Ожидаемые негативные тенденции:

  • сворачивание долгосрочных проектов по развитию инфраструктуры
  • снижение доходов регистраторов доменов из-за невозможности клиентов оплачивать их услуги
  • дополнительные издержки в связи с реализацией регуляторных требований

Факторы поддержки:

  • рост спроса на облачные технологии в связи с массовым переходом на удаленную работу 
  • необходимость выполнения положений законодательства в части локализации хранения данных

Цифровой контент

Ожидаемые негативные тенденции:

  • падение доходов от размещения рекламы;
  • снижение платящей доли аудитории.

Факторы поддержки:

  • рост потребления контента
  • повышение вовлеченности аудитории
  • потоковые сервисы с оплатой за подписку
  • рост игрового сегмента, в том числе за счет привлечения новых пользователей

Исследование «Экономика Рунета 2019-2020» от РАЭК показывает, что из-за негативных событий 2020 года прирост во всех сегментах сократится в 2 раза, а количество пользователей интернета будет только расти. 

Нельзя наверняка сказать что ждет нас завтра — каждый день происходят события, меняющие ситуацию, однако прогнозы экспертов позволяют выстраивать тактику с учетом негативных сценариев и своевременно адаптировать бизнес.

Партнёрская программа Metacommerce

Мы запустили партнерскую программу для компаний и физических лиц, которая позволит подключать платформу Metacommerce новым клиентам и получать вознаграждение весь период использования нашего продукта.

Начните получать оперативную, полную и достоверную информацию о рынке

Ошибка заполнения формы. Пожалуйста, проверьте правильность заполнения формы и попробуйте еще раз.

* — обязательные поля для получения демо-доступа.

Спасибо, ваша заявка принята

В течение нескольких минут на вашу почту будет отправлена ссылка для входа в демо-кабинет. Мы свяжемся с вами в течение рабочего дня и поможем познакомиться с платформой.

Не удалось отправить заявку на демо-доступ

Пожалуйста, попробуйте связаться с нами другим способом.

+7 495 374-73-41

8 800 500-22-64