24 апреля 2020
Экономика Рунета в новых условиях
В рамках главной аналитической панели Российского Интернет-Форума (РИФ+КИБ), которая впервые прошла в онлайн-формате 15 апреля, исследовательская компания РАЭК презентовала результаты исследования «Экономика Рунета 2019-2020». Делимся с вами самыми интересными тенденциями и цифрами.
РАЭК использовали отраслевой подход к описанию и измерению «Экосистемы цифровой экономики России» и «Экономики Рунета».
Цели исследования:
- Систематизация и обобщение данных о текущем состоянии экономики интернета в России;
- Выявление тенденций и определение перспектив развития российского сегмента Сети;
- Оценка уровня развития российского интернет-рынка на мировом фоне;
- Влияние интернета на смежные отрасли.
Исследование экосистемы цифровой экономики было проведено по методике Хабов, Срезов и Уровней с ежегодным измерением ее основных составляющих.
7 хабов |
10 срезов |
1. Государство и общество;
|
1. Аналитика и данные;
|
Главные выводы
Вклад экономики Рунета в экономику России в 2019 году составил 6,4 трлн. рублей, а рост основных сегментов по сравнению с 2018 годом составил 19%.
6.4 трлн ₽
4 172 млрд ₽
электронная коммерция>
126.8 млрд ₽
инфраструктура и связь>
314 млрд ₽
маркетинг и реклама
85.7 млрд ₽
медиа и развлечения>
Четыре сценария развития Рунета:
Инновационныйдо 2014 года |
Негативный2014-2015 |
Стабилизационный2016-2019 |
Кризисный2020- ? |
формирование рынков и резкий рост до 50% в год | влияние кризиса 2014-2015 годов, двукратное снижение темпов роста до 6-10% | восстановление после кризиса, переход к устойчивому росту в среднем на 15-20% в год | рост до 6% |
В 2020 году наиболее вероятна реализация негативного или кризисного сценариев, что обусловлено влиянием внешних факторов:
- Пандемия COVID-19;
- Падение курса рубля;
- Глобальное переформатирование экономики и общественных отношений;
- Политика.
Скорость происходящих изменений пока не позволяет дать точные прогнозы. Эксперты опасаются, что экономический кризис будет намного глубже кризиса в 2014-2015 годов.
На фоне внешних факторов мир все глубже погружается в онлайн. В феврале 2020 года Mediascope зафиксировала значительный прирост населения в сети по сравнению с тем же периодом прошлого года:
Аудитория Рунета составила 79% населения России — 96.7 млн человек
+4.2%рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года |
90%пользователей интернета выходят в сеть каждый день |
70.5%населения страны (86.2 млн человек) — аудитория мобильного интернета |
Мобильныйтелефон — основной источник трафика, десктоп продолжает терять аудиторию |
Прогнозы развития экономики России в 2020 году
Эксперты РАЭК выделили по 2 сценария в каждом из исследуемых сегментов:
- Сценарий «до событий марта 2020» — прирост до 20% в зависимости от сегмента;
- Сценарий «с учетом событий марта-апреля 2020» — прирост до 10% в зависимости от сегмента.
Также были выявлены ожидаемые негативные тенденции и факторы поддержки по обоим сценариям на 2020 год:
Маркетинг и реклама
Ожидаемые негативные тенденции:
- отказ от рекламных размещений либо перенос рекламных кампаний на более поздние сроки
- отказ от экспериментов с рекламными форматами, переориентация бюджетов на более дешевый инвентарь
- наиболее сильное падение ожидается на рынке медийной рекламы
Факторы поддержки:
- повышение доступности рекламных кампаний за счет дешевого инвентаря
- востребованность контекстной рекламы и других Performance-форматов
- перенос рекламных кампаний из офлайна в онлайн
- рост рекламной активности со стороны наименее затронутых кризисом игроков (онлайн-обучение, фуд-ритейл и доставка готовой еды, сервисы с развлекательным контентом)
Электронная коммерция
Ожидаемые негативные тенденции:
- падение количества заказов и величины среднего чека. Товарные категории в группе риска: одежда и обувь, товары для отдыха и путешествий, бытовая и аудио/видео техника. Наименьшее снижение ожидается по группам товаров “первой необходимости”: продукты питания и доставка готовой еды, товары для здоровья, детские товары, зоотовары
- перебои с поставками товаров из-за рубежа и существенное повышение их стоимости
- нулевая или отрицательная динамика рынка онлайн-тревел, транспортных услуг
Факторы поддержки:
- сохранение спроса на отдельные группы товаров
- снятие ограничений на дистанционную торговлю лекарственными средствами
- формирование привычки к онлайн-покупкам
- C2C-коммерция
- онлайн-образование и дистанционное обучение
- рост доли безналичных платежей
Инфраструктура
Ожидаемые негативные тенденции:
- сворачивание долгосрочных проектов по развитию инфраструктуры
- снижение доходов регистраторов доменов из-за невозможности клиентов оплачивать их услуги
- дополнительные издержки в связи с реализацией регуляторных требований
Факторы поддержки:
- рост спроса на облачные технологии в связи с массовым переходом на удаленную работу
- необходимость выполнения положений законодательства в части локализации хранения данных
Цифровой контент
Ожидаемые негативные тенденции:
- падение доходов от размещения рекламы;
- снижение платящей доли аудитории.
Факторы поддержки:
- рост потребления контента
- повышение вовлеченности аудитории
- потоковые сервисы с оплатой за подписку
- рост игрового сегмента, в том числе за счет привлечения новых пользователей
Исследование «Экономика Рунета 2019-2020» от РАЭК показывает, что из-за негативных событий 2020 года прирост во всех сегментах сократится в 2 раза, а количество пользователей интернета будет только расти.
Нельзя наверняка сказать что ждет нас завтра — каждый день происходят события, меняющие ситуацию, однако прогнозы экспертов позволяют выстраивать тактику с учетом негативных сценариев и своевременно адаптировать бизнес.