Экономика Рунета в новых условиях
Тенденции и цифры экономики Рунета
В рамках главной аналитической панели Российского Интернет-Форума (РИФ+КИБ), которая впервые прошла в онлайн-формате 15 апреля, исследовательская компания РАЭК презентовала результаты исследования «Экономика Рунета 2019−2020». Делимся с вами самыми интересными тенденциями и цифрами.

РАЭК использовали отраслевой подход к описанию и измерению «Экосистемы цифровой экономики России» и «Экономики Рунета».

Цели исследования

  1. Систематизация и обобщение данных о текущем состоянии экономики интернета в России;
  2. Выявление тенденций и определение перспектив развития российского сегмента Сети;
  3. Оценка уровня развития российского интернет-рынка на мировом фоне;
  4. Влияние интернета на смежные отрасли.
Исследование экосистемы цифровой экономики было проведено по методике Хабов, Срезов и Уровней с ежегодным измерением ее основных составляющих.
Главные выводы
Вклад экономики Рунета в экономику России в 2019 году составил 6,4 трлн. рублей, а рост основных сегментов по сравнению с 2018 годом составил 19%.
Четыре сценария развития Рунета

Инновационный (до 2014 года): формирование рынков и резкий рост до 50% в год

Негативный (2014−2015): влияние кризиса 2014−2015 годов, двукратное снижение темпов роста до 6−10%

Стабилизационный (2016−2019): восстановление после кризиса, переход к устойчивому росту в среднем на 15−20% в год

Кризисный (2020- ?): рост до 6%

В 2020 году наиболее вероятна реализация негативного или кризисного сценариев, что обусловлено влиянием внешних факторов:

  1. Пандемия COVID-19;
  2. Падение курса рубля;
  3. Глобальное переформатирование экономики и общественных отношений;
  4. Политика.
Скорость происходящих изменений пока не позволяет дать точные прогнозы. Эксперты опасаются, что экономический кризис будет намного глубже кризиса в 2014-2015 годов.

На фоне внешних факторов мир все глубже погружается в онлайн. В феврале 2020 года Mediascope зафиксировала значительный прирост населения в сети по сравнению с тем же периодом прошлого года:
Прогнозы развития экономики России в 2020 году
Эксперты РАЭК выделили по 2 сценария в каждом из исследуемых сегментов:

Сценарий «до событий марта 2020» — прирост до 20% в зависимости от сегмента;
Сценарий «с учетом событий марта-апреля 2020» — прирост до 10% в зависимости от сегмента.

Также были выявлены ожидаемые негативные тенденции и факторы поддержки по обоим сценариям на 2020 год.
Маркетинг и реклама
Ожидаемые негативные тенденции:

  1. Отказ от рекламных размещений либо перенос рекламных кампаний на более поздние сроки
  2. Отказ от экспериментов с рекламными форматами, переориентация бюджетов на более дешевый инвентарь
  3. Наиболее сильное падение ожидается на рынке медийной рекламы

Факторы поддержки:

  1. Повышение доступности рекламных кампаний за счет дешевого инвентаря
  2. Востребованность контекстной рекламы и других Performance-форматов
  3. Перенос рекламных кампаний из офлайна в онлайн
  4. Рост рекламной активности со стороны наименее затронутых кризисом игроков (онлайн-обучение, фуд-ритейл и доставка готовой еды, сервисы с развлекательным контентом)
Электронная коммерция
Ожидаемые негативные тенденции:

  1. Падение количества заказов и величины среднего чека. Товарные категории в группе риска: одежда и обувь, товары для отдыха и путешествий, бытовая и аудио/видео техника. Наименьшее снижение ожидается по группам товаров «первой необходимости»: продукты питания и доставка готовой еды, товары для здоровья, детские товары, зоотовары
  2. Перебои с поставками товаров из-за рубежа и существенное повышение их стоимости
  3. Нулевая или отрицательная динамика рынка онлайн-тревел, транспортных услуг

Факторы поддержки:

  1. Сохранение спроса на отдельные группы товаров
  2. Снятие ограничений на дистанционную торговлю лекарственными средствами
  3. Формирование привычки к онлайн-покупкам
  4. С2C-коммерция
  5. Онлайн-образование и дистанционное обучение
  6. Рост доли безналичных платежей
Инфраструктура

Ожидаемые негативные тенденции:


  1. Сворачивание долгосрочных проектов по развитию инфраструктуры
  2. Снижение доходов регистраторов доменов из-за невозможности клиентов оплачивать их услуги
  3. Дополнительные издержки в связи с реализацией регуляторных требований

Факторы поддержки:


  1. Рост спроса на облачные технологии в связи с массовым переходом на удаленную работу
  2. Необходимость выполнения положений законодательства в части локализации хранения данных
Цифровой контент
Ожидаемые негативные тенденции:

  1. Падение доходов от размещения рекламы;
  2. Снижение платящей доли аудитории.

Факторы поддержки:

  1. Рост потребления контента
  2. Повышение вовлеченности аудитории
  3. Потоковые сервисы с оплатой за подписку
  4. Рост игрового сегмента, в том числе за счет привлечения новых пользователей

Исследование «Экономика Рунета 2019-2020» от РАЭК показывает, что из-за негативных событий 2020 года прирост во всех сегментах сократится в 2 раза, а количество пользователей интернета будет только расти.

Нельзя наверняка сказать что ждет нас завтра — каждый день происходят события, меняющие ситуацию, однако прогнозы экспертов позволяют выстраивать тактику с учетом негативных сценариев и своевременно адаптировать бизнес.
Тренды 2023 года
Многие эксперты уже опубликовали тренды предстоящего года, представляем некоторые из них:
  • Стремительный рост e-commerce
  • Маркетплейсы продолжат своё развитие, дополнительными каналами станут соцсети
  • Социальная коммерция станет новым каналом продаж
  • Брендовые магазины сохранят свои позиции в силу уникальности товара
  • Произойдёт рост вложений в продвижение на маркетплейсах
  • Интернет-магазины будут развивать собственную систему доставки
  • Роботизация и чат-боты
  • Внедрение технологий дополненной реальности
  • Использование динамического ценообразования
Подробнее о трендах 2023 года читайте в статье:

Хочу получать новые статьи раз в месяц