Как управлять ценами на региональном уровне?
Управление ценами начинается со сбора данных о рынке. На региональном уровне это делать сложнее — в каждом городе, а иногда и районе, свои особенности и конкуренты.

Чтобы региональным ритейлерам организовать централизованный сбор цен в офлайне, нужна четкая система проверки и управления заданиями. Должен быть единый контроль работы аудиторов в розничных торговых точках.

В противном случае менеджер по ценообразованию в головном офисе имеет разрозненные кусочки данных, которые трудно собрать вместе. При этом часть информации отсутствует, а часть собрана давно и потеряла актуальность. Также никто не отменяет человеческий фактор, а это ошибки и жульничество.

Мы хотим рассказать, как можно автоматизировать процесс сбора цен и динамического ценообразования на региональном уровне с помощью сервиса Metacommerce.

Динамическое ценообразование — это постоянная корректировка цен с учетом быстро меняющейся рыночной ситуации. Крупные и средние ритейлеры меняют цены товаров каждый день, а некоторые — каждый час. Примером может быть Amazon, который меняет цены на свои товары каждые 10 минут.

Чтобы своевременно реагировать на изменения рынка, нужно автоматизировать сбор данных и переоценку товаров в каждой торговой точке.

Поиск конкурентов

Нам нужно найти тех конкурентов, которые сильно влияют на объем продаж. Для этого определяем альтернативные варианты совершения покупки для потенциального клиента.

Выбор конкурентов будет зависеть от продукта: заказывают ли товар онлайн или покупают в ближайшем супермаркете. При заказе онлайн учитываем сроки и стоимость доставки в нужный город. Если товар приобретают в магазине пешей доступности, то определяем радиус, в котором могут находиться конкуренты. Радиус будет зависеть от формата: от 500 метров, если это «магазин у дома», и до нескольких км, если это крупный гипермаркет.

Ассортимент и ценовая политика в разных городах и регионах отличаются. В Хабаровске или Сахалине предпочтения людей отличаются от того, к чему привыкли москвичи или жители Санкт-Петербурга. Продукция и цены могут отличаться и в разных районах одного города. В связи с этим для каждой торговой точки могут быть свои конкуренты. Точно так же, как и для каждой категории и группы SKU.
Выбор источников сбора данных
Итак, мы нашли конкурентов для каждой торговой точки. Теперь нужно определить, где мы будем собирать цены и другие параметры товаров.

Во всех случаях, когда это возможно, мы собираем данные в интернете. Это быстрее и дешевле, чем отправлять аудиторов в реальные магазины.

Однако среди ваших конкурентов могут быть и такие, у которых нет сайта или есть сайт, но представлена лишь часть ассортимента, либо ассортимент представлен, но нет возможности отследить изменения в зависимости от привязки к конкретному адресу. Если нужные данные отсутствуют в онлайне, но при этом присутствуют на прилавках в «каменных» магазинах конкурентов, то подключаем офлайн-мониторинг.

В случае door-to-door ценообразования к каждой розничной торговой точке «привязываются» несколько магазинов конкурентов, и для каждой из них настраивается собственное динамическое ценообразование, основанное на этих привязках.

Дополнительная задача — определить, какие магазины конкурентов нужно мониторить в привязке к каждой торговой точке. Постоянно открываются новые магазины, другие — закрываются и переносятся. Очень сложно контролировать все торговые точки вручную. С помощью сервиса Metacommerce можно проводить онлайн-мониторинг актуальных магазинов конкурентов и собирать их адреса.
Онлайн-сборы
Если текущий ассортимент и достоверные цены конкурента есть в интернете, то мы собираем данные с помощью парсинга сайтов. Технология сплошного сбора Metacommerce позволяет копировать любые параметры товаров, которые человек видит на экране монитора. Мы собираем данные в интернет-магазинах, на маркеплейсах, в мобильных приложениях и прайс-листах.

Роботы-парсеры Metacommerce могут обходить любые блокировки за счет максимально детализированной имитации поведения реального пользователя на сайте. Это позволяет мониторить рынок с любой заданной клиентом периодичностью, используя различные механики сбора.

Офлайн-сборы

Офлайн-мониторинг розничных магазинов на региональном уровне с помощью сервиса Metacommerce проходит таким образом:
  1. В кабинете администратора вы ставите задания по сбору цен для каждой торговой точки конкурентов. Можно выбрать адрес магазина, время и периодичность проведения мониторинга, определенный товар или категорию для аудита.
  2. В мобильном приложении Metacommerce. Prices аудиторы видят, какие задания им нужно выполнить: куда пойти и что сфотографировать. Они фотографируют стеллажи или конкретные ценники, затем отправляют фотографии через приложение в систему Metacommerce.
  3. Сервис Metacommerce позволяет контролировать качество выполнения заданий аудиторами. С помощью GPS-меток можно проверить, действительно ли аудитор пришел в нужную торговую точку, а не отправил старые фотографии. Аудиторы также постоянно получают напоминания о своих незавершенных заданиях.
  4. Информация с ценников распознается рекуррентными нейронными сетями. Компания Metacommerce получила грант и резидентство Сколково за систему распознавания ценников. В итоге вы получаете оцифрованные данные в нужном формате.

Для офлайн-мониторинга мы можем задействовать как аудиторов заказчика, так и собственных аудиторов Metacommerce. Если у вас много торговых точек в разных регионах страны, то логично использовать уже существующих сотрудников магазинов — кассиров, продавцов, менеджеров торгового зала.

Консолидация

После процесса сбора информации о товарах следует её обработка. В веб-кабинете данные, собранные с рынка, могут быть сопоставлены с собственным ассортиментом клиента или параметризованы в разрезе любого целевого параметра. Мы можем сравнить ассортимент заказчика с ассортиментом его конкурентов или определенную категорию с аналогичной категорией конкурентов в разрезе конкретного параметра. При необходимости происходит перерасчет стоимости продукта в зависимости от веса или объема.

Таким образом, информация по товарам, собранным как в онлайне, так и в офлайне, агрегируется и систематизируется в платформе Metacommerce в удобном и понятном интерфейсе. Затем собранные данные конвертируются в нужный вид.

Расчет цен и трансляция на полки

Следующий этап после получения необходимых данных в нужном виде — это непосредственно реализация автоматического динамического ценообразования.

Мы получаем нужную информацию, которая после обработки и систематизации представлена в отчетах или веб-кабинете. Затем происходит расчет оптимальных цен по формулам в зависимости от внутренних и внешних факторов. Цены могут рассчитываться отдельно для каждой торговой точки. Затем цены транслируются на полки в магазины.

Таким образом можно управлять ценами на региональном уровне. В результате сотрудничества с Metacommerce вы получите:
  • Автоматизированный процесс сбора данных по конкурентам в цифровых источниках;
  • Централизованное управление сбором цен конкурентов в розничных магазинах в случае, если эти цены отсутствуют на сайте;
  • Удобный формат итоговой отчетности по каждому городу;
  • Гибкий процесс ценообразования на основе внутренних параметров и цен в соседних магазинах, в которые может зайти потенциальный покупатель.

Хочу получать новые статьи раз в месяц