Конкурентный анализ для ритейлера
Мониторинг и анализ конкурентов помогает ритейлеру принимать решения не только по ценовой политике, но и в части ассортиментного анализа. Понимание того, какие предложения доступны потребителю на рынке, позволяет эффективно управлять собственным ассортиментом.

В предыдущей статье (ссылка на статью) мы рассказывали о том, как следить за конкурентами и корректировать цены в зависимости от ситуации на рынке. В этот раз покажем, как с помощью анализа конкурентов можно улучшить собственный ассортимент, включив в портфолио востребованные клиентами позиции для каждого региона присутствия, а также грамотно управлять сезонными товарами.

Рассмотрим подробнее, какие возможности для ритейлера может обеспечить конкурентный анализ.

Ассортиментный анализ

Ассортиментный анализ конкурентов для ритейлера позволяет определять глубину аналогичных категорий и гранулярно сравнивать предложения на рынке.

Классификация товаров по рыночным категориям проходит в 3 этапа:
  1. Формирование информационных моделей категорий ассортимента заказчика;
  2. Сбор всех ключевых параметров товаров на сайтах, маркетплейсах, в приложениях и прайс-листах;
  3. Автоматизированное распределение товаров по сформированному дереву категорий.
Классификация позволяет изучать как рынок в целом, так и отдельных конкурентов сквозь призму своих категорий, показывает средние цены по категориям и группам товаров:

С помощью ассортиментного анализа ритейлер может:
1. Принимать решения об ассортиментной политике, учитывая цены и наличие товаров в категориях;
2. Выстраивать ценовое позиционирование в зависимости от конкурентного окружения;
3. Получать оперативную информацию о новинках, текущих акциях и скидках;
4. Исследовать предложение в разрезе городов и регионов.

Ассортиментный анализ Metacommerce предоставляет возможность сравнить свой ассортимент с ассортиментом конкурентов. Клиент ежедневно получает информацию о полном портфолио товаров других ритейлеров и может своевременно реагировать на изменения.
Доля полки в категорях и запросах
Доля полки показывает представленность определенной группы товаров в интернет-магазине или в торговом зале. Ритейлеры стремятся к тому, чтобы в магазине было достаточное количество моделей и видов продукции разных брендов, и покупатель мог выбрать подходящий вариант. В противном случае, потребитель приобретет товар у конкурента с более широким и ассортиментом: возможность выбрать бренд, цвет, размер, вкус, технические и прочие характеристики — преимущество для покупателя. Поэтому увеличение доли полки повышает вероятность того, что покупатель не уйдет к конкурентам, а совершит покупку именно в вашем магазине.

Компания Metacommerce помогает автоматизировать сбор и анализ предложений в категориях, брендах или в поисковой выдаче на сайтах конкурентов. Это позволяет сравнить, сколько товаров доступно покупателям в вашем магазине, а сколько — у других ритейлеров.

Замерять долю полки можно в розничных и интернет-магазинах, на маркетплейсах, в мобильных приложениях.

Платформа Metacommerce собирает все доступные товары в категориях или при вводе поисковых запросов на сайтах, например, таких как: «телевизоры с диагональю 37"-43″», «ноутбук игровой», «йогурт обезжиренный» и т. д. Собранные данные кластеризуются по брендам или параметрам, что позволяет сравнивать представленность определенных групп товаров.

Собранные данные показывают, какие товары доступны покупателям в магазинах конкурентов в разрезе регионов. Вы можете сравнить собственное предложение с предложением других ритейлеров. Это помогает оптимизировать цены и комплектовать востребованный клиентами ассортимент.
Популярность и мнение покупателей
Анализ популярности товаров помогает ритейлеру сформировать ассортимент, который нравится покупателям. Лучше продаются товары с большим количеством положительных отзывов и с рейтингом 4−5 звезд. Можно расширить собственный ассортимент, определив наиболее популярные товары у конкурентов, а также оптимизировать своё портфолио, убрав из него позиции с негативными отзывами и низким рейтингом.

Сравнение индексов популярности товаров помогает управлять ассортиментом. Ритейлеры собирают и анализируют отзывы покупателей на свои товары и на товары конкурентов. Вручную это делать сложно и долго, да и результат такого анализа будет некачественным из-за влияния человеческого фактора.

Платформа Metacommerce собирает информацию о рейтинге товаров, количестве оставленных отзывов, а также позицию товара при сортировке по популярности в категориях и при поиске на сайтах. Данные можно собирать в интернет-магазинах, на различных сайтах, маркетплейсах и в мобильных приложениях. Они помогут проанализировать мнение потребителей и понять, какие товары пользуются спросом и оцениваются положительно, а какие — нет.

С помощью сервиса Metacommerce можно оценить мнение потребителей и популярность товаров или брендов в разрезе географических регионов. На основании этого анализа категорийный менеджер формирует востребованный клиентами ассортимент для каждого региона присутствия.

Отдел маркетинга может оперативно получать актуальную обратную связь от рынка об ассортименте ритейлера и быстро реагировать на отзывы.
Отслеживание изменений в категориях
Во многих отраслях eCommerce присутствует сезонный спрос и сезонные товары. На спрос влияет время года, погода, праздники. При этом есть товары, которые имеют сезонные пики спроса, но находятся на полках магазинов круглый год, например, мороженое или шампанское. А есть сезонные категории – товары, которые по окончании сезона будут распроданы или отправлены на склад. Например, елочные игрушки, пасхальные куличи, надувные бассейны, товары для сада и огорода. Спрос на такие товары присутствует только в определенное время года.

При управлении сезонными товарами ритейлерам нужно:
  1. Сделать покупателям лучшее предложение в период активного спроса. Это значит, установить конкурентные цены на товары, подобрать привлекательный ассортимент и не допустить нехватку продукции. В противном случае магазин теряет продажи и потенциальную прибыль.
  2. Вовремя распродать остатки, чтобы на складах осталось минимум позиций к концу сезона. Переизбыток товара может испортиться, выйти из моды или стать неактуальным. Минимизация остатков в сезонной категории высвобождает оборотные средства и помогает избежать дополнительных издержек на логистику и хранение.
При управлении продажами сезонных товаров учитывают покупательский спрос и активность, а также действующее рыночное предложение. Ритейлеры корректируют свои цены и ассортимент в зависимости от того, что предлагают потребителям другие игроки на рынке.

С помощью сервиса Metacommerce вы можете следить за конкурентами и видеть ключевые изменения в их категориях, такие как появление товаров, старт акций и глубину скидок, вывод продуктов из категории, а также анализировать «горячие точки продаж» других ритейлеров и принимать корректные решения в части ассортиментной и ценовой политики.

Мониторинг наличия и цен сезонных товаров конкурентов позволяет:
  • синхронизировать свой ассортимент в соответствии с изменениями на рынке;
  • не упускать клиентов за счет своевременного и конкурентного предложения;
  • вовремя запускать собственные акции и скидки.

Такие возможности и инсайты можно получить, постоянно сравнивая свой ассортимент с ассортиментом конкурентов. Вручную наложить собственное портфолио на существующее рыночное предложение практически невозможно — это долго, трудоёмко и не всегда корректно.

С помощью Metacommerce можно автоматизировать:
  • сравнительный анализ ассортиментов;
  • измерение доли полки в категориях, запросах или брендах;
  • отслеживание изменений цен и наличия по сезонным позициям;
  • изучение мнения покупателей и популярности товаров.
Платформа Metacommerce помогает ритейлерам проводить конкурентный анализ для того, чтобы сформировать востребованный ассортимент и вовремя реагировать на рыночную ситуацию.

Хочу получать новые статьи раз в месяц