Перспективы развития ритейла после пандемии
Адаптация к изменившимся условиям и продолжение своей деятельности
В 2020 году миру пришлось столкнуться с очередным испытанием: пандемия COVID-19. Каждый день закрываются сотни компаний, которые не смогли справиться с резким изменением спроса. Несмотря на это, остаются сферы бизнеса, которым удалось быстро адаптироваться к изменившимся условиям и успешно продолжить свою деятельность:

Интернет-магазины

Отсутствие офлайн магазинов непродовольственных товаров и режим самоизоляции сильно повлияли на успехи ритейлеров в сети. В апреле число новых открытых интернет-магазинов стало почти в 2 раза больше (на 99,02%), чем за период январь-март, и в полтора раза больше, чем в апреле прошлого года сообщает исследовательская компания AdvantShop.

Среднемесячный оборот топовых магазинов в апреле вырос на 23,91% по сравнению с предыдущим месяцем и примерно на 36% в сравнении с апрелем 2019 года.
По сравнению с апрелем 2019 года число заказов возросло на 25%, но снизилось на 5% по сравнению с мартом 2020 года.
Аптеки
Рецессия, вызванная массовой пандемией положительно сказалась на фармацевтическом бизнесе. В 1 квартале 2020 года россияне начали активно закупаться лекарственными средствами с учетом длительной самоизоляции. Спрос на лекарственные средства увеличился во всех категориях препаратов.

Согласно данным ежемесячного отчета агентства DSM Group, выручка аптек за март 2020 года составила 127,3 млрд рублей, что на 46,4% больше марта прошлого года. Объем продаж в 1 квартале 2020 года составил 1,5 млрд упаковок, рост 13,2%.
Продукты питания
Помимо массового перехода продаж в онлайн, повышается спрос на экспресс-доставку. «Яндекс Лавка», «Ленточка», «Гастроном» предлагают доставку за 15 минут. Конкурировать с «Магнитом» и «Пятерочкой» они пока не могут, так как несут дополнительные расходы на сборку заказов, однако по словам Мстислава Воскресенcкого, управляющего партнера консалтингового агентства «Директ Фуд», эта проблема будет решена в течение года.

Даже несмотря на то, что продуктовые магазины у дома остаются открытыми, россияне предпочитают заказывать еду онлайн. За первые 2 недели введения указа президента выручка офлайн гипермаркетов продовольственных товаров упала на 50%. По данным консалтингового агентства «Директ Фуд» в апреле 2020 года спрос в продуктовых интернет-магазинах увеличился в 20 раз, а выручка сетей в онлайне выросла в 3 раза и не смогла продолжать увеличиваться лишь из-за нехватки мощностей.

Пример X5 Retail Group

По данным X5 Retail Group за апрель 2020 года выручка сети увеличилась на 15,6% и составила 468 994 млн рублей.
Во время карантинных мер, действующих для борьбы с распространением вируса COVID-19 в России с 21 марта до 11 мая, наши потребители как никогда нуждаются в безопасных способах получения продуктов питания для домашнего потребления без похода или поездки в магазин. X5 смогла предложить нашим согражданам в крупнейших городах своего присутствия два удобных способа для удовлетворения различных потребностей — покупку впрок в онлайн-супермаркете (в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге) широкого ассортимента продуктов питания, товаров домашнего обихода, личной гигиены, детских товаров и продукции для домашних питомцев, а также экспресс-доставку из ближайшего магазина «Пятёрочка» (176 торговых точек в Москве и Казани) в течение 1,5−2 часов на базе ассортимента нашего стандартного магазина формата «у дома». В апреле общее количество заказов, доставленных через обе онлайн-платформы, составило более 520 тысяч, из них 262 тысячи заказов через Perekrestok.ru и 259 тысяч заказов через «Доставка.Пятёрочка». Средний чек составил 4 537 рублей в онлайн-супермаркете, где наши потребители могут выбрать из более чем 27 тысяч наименований товаров (67% ассортимента составляют продукты питания), а в экспресс-доставке 2 006 рублей при выборе из 4 тысяч товаров «Пятёрочки». Большинство объектов Perekrestok.ru вышли на позитивную юнит-экономику по результатам работы в марте и апреле.

Имея мотивированные и высококвалифицированные команды управленцев в каждом из наших онлайн-бизнесов, Х5 уверенно набирает вес как один из лидеров e-commerce в России. Мы относим текущий успех не только к карантинной ситуации, вызванной коронавирусом, когда домашнее потребление продуктов питания и товаров повседневного спроса существенно возросло, но также к быстро меняющимся предпочтениям потребителя, за которым Х5 следует согласно своей миссии и стратегии
Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5
Сервисы доставки еды
Режим вынужденной самоизоляции и отсутствие «живых» кафе и ресторанов привели к взрывному спросу на доставку готовой еды.

Последние опросы ВЦИОМа показывают, что большинство россиян (81%) не собираются закупать продукты «про запас» в связи с пандемией, а лучше воспользуются доставкой на дом готового блюда из любимого ресторана. По данным картографического сервиса 2gis.ru, основанного на активности пользователей 330 городов России в феврале и марте 2020 года, поиск услуги по доставке еды из ресторанов и кафе в России вырос на 42%.
Впервые мы увидели нетипичный рост спроса на доставку продуктов в выходные 14−15 марта (+20% к предыдущим выходным). По итогам недели 16−22 марта рост ускорился (+32% к неделе 9−15 марта), по итогам недели 23−29 марта ускорение продолжилось (+45% к неделе 16−22 марта)
Delivery Club
Тренды после пандемии
После окончания периода самоизоляции картина мира значительно изменится. Но уже сейчас можно предугадать несколько новых трендов, которые будут популярны в будущем и смогут адаптироваться под новые условия. Исследовательская компания Nielsen выделила 5 трендов потребления после пандемии коронавируса:

  1. Новые привычки
В данный момент здоровье — основная причина для беспокойства большинства потребителей.
72% опрошенных россиян в потребительском исследовании Nielsen в конце марта поставили гигиену на первое место. Результаты опроса подтверждают данные продаж в крупнейших розничных сетях России. Рост продаж порошков, средств для уборки дома, мытья посуды и чистки пола за семь дней с 16 по 22 марта росли трехзначными темпами.
Бренды и ритейлеры, которые смогут быстро отреагировать на возникший тренд адаптацией ассортимента и полки, вполне могут ожидать более высокого спроса.

2. Рост популярности онлайн-сервисов

Потребители, многие из которых были вынуждены изолироваться от окружающих, столкнулись с новой реальностью. По результатам исследования Nielsen, оставаясь в самоизоляции 76% опрошенных потребителей изменили привычки, связанные с хобби и потреблением контента:

21% стали чаще читать онлайн-книги
20% стали чаще проводить время в социальных сетях
18% стали чаще просматривать видео
12% стали чаще слушать музыку и радио
15% стали чаще совершать онлайн-покупки товаров повседневного спроса.

Широкий ассортимент качественной свежей продукции, который оставался одним из главных трендов развития магазинов у дома до карантина, теперь имеет все шансы обосноваться в онлайн, сломив скепсис некоторых потребителей о качестве категорий фреш в онлайне.

3. Цены и промо

Большинство участников исследования Nielsen (89%) уверены, что после окончания пандемии российскую экономику ждёт кризис, с последствиями которого придётся разбираться в среднем полтора года. Для индустрии FMCG это может означать, что наибольшее влияние на выбор товара потребителем будет оказывать более выгодный ценник. Это значит, что особое внимание стоит уделить мониторингу рынка цен и проведению промоакций.

После возвращения к привычной жизни производители могут ожидаемо повысить цены из-за роста курса рубля, а снижение покупательской способности россиян дополнительно отразится на уровне спроса и может сделать промо еще более актуальным для покупателей.

4. Ассортимент

За время осуществления больших закупок потребители во многих случаях расширяли свою корзину, приобретая продукты и бренды, которые ранее не пробовали. Если опыт взаимодействия с новыми брендам оказался положительным, высока вероятность, что и после завершения карантина покупатель будет готов пробовать новое.

Дилемма «цена — качество», в которой «цена» долгое время находилась на первом, определяющем месте для покупателя, имеет все шансы превратиться в «качество — цена». Это тренд не отменит актуальность промо, а скорее может сделать промо актуальным для более дорогих (и в восприятии покупателей качественных) товаров.

5. Запуск новинок

Опрос генеральных директоров китайских компаний из индустрии FMCG, которые первыми во всем мире вернулись к привычной жизни после эпидемии, показал, что только 20% из опрошенных CEO перенесут или вовсе откажутся от запуска новых продуктов. Среди остальных — 55% сохранят выбранный курс, 20% переработают концепции с учетом трендов на гигиену и здоровье и 5% запустят товары в новых для себя категориях, чтобы использовать возникший потенциал.

Стоит отдельно продумать размещение новинок в онлайн-канале: доля онлайн-FMCG в структуре всего FMCG-рынка за март увеличилась с 1,8% до 3%, и часть этого роста с высокой вероятностью закрепится в краткосрочной перспективе.

Пандемия нового коронавируса быстро поменяла жизнь покупателей и их привычки. Многие из этих изменений окажут длительный эффект на структуру потребления. Ритейлерам и производителям важно адаптироваться к новым потребительским запросам и быстро перестроить свой бизнес, ориентируясь на тренды, сформировавшиеся во время пандемии.
Тренды 2023 года
Многие эксперты уже опубликовали тренды предстоящего года, представляем некоторые из них:
  • Стремительный рост e-commerce
  • Маркетплейсы продолжат своё развитие, дополнительными каналами станут соцсети
  • Социальная коммерция станет новым каналом продаж
  • Брендовые магазины сохранят свои позиции в силу уникальности товара
  • Произойдёт рост вложений в продвижение на маркетплейсах
  • Интернет-магазины будут развивать собственную систему доставки
  • Роботизация и чат-боты
  • Внедрение технологий дополненной реальности
  • Использование динамического ценообразования
Подробнее о трендах 2023 года читайте в статье:

Хочу получать новые статьи раз в месяц